Название: Чудо буддийского искусства: скульптуры и фрески Дуньхуана. Рецензия на книгу: Dun Huang In Renkleri – Ipek Yolu’na Açilan Büyülü Kapi / ed. by Caner Karavit. Istanbul: Mimar Sinan Güzel Sanatlar Üniversitesi, 2012. 76 P., Il
Авторы: Комиссаров Сергей Александрович1,2, Черемисин Дмитрий Владимирович1,2
Организация: 1Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия;
2Институт археологии и этнографии СО РАН, пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
Рубрика: Рецензии
Ссылка на статью: Комиссаров С. А., Черемисин Д. В. Чудо буддийского искусства: скульптуры и фрески Дуньхуана. Рецензия на книгу: Dun Huang In Renkleri – Ipek Yolu’na Açilan Büyülü Kapi / ed. by Caner Karavit. Istanbul: Mimar Sinan Güzel Sanatlar Üniversitesi, 2012. 76 P., Il // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2013. Т. 12, вып. 4: Востоковедение. С. 177–181.
УДК: 726.13(510)
Аннотация: Статья представляет собой подробную рецензию на изданный в Турции каталог выставки, состоявшейся в Стамбуле в ноябре 2012 г. одновременно с международной конференцией по искусству тюркских народов и представлявшей храмовое буддийское искусство на Шелковом пути (комплекс пещерных памятников Дуньхуан, Китай). Читатели получают возможность ознакомиться с содержанием каталога, включающего описания и фотографии экспонатов, аналитические материалы и комментарии на трех языках (английском, турецком, китайском). Приводятся сведения о технологических аспектах создания скульптур, раскрываются особенности буддийского «пещерного» искусства с акцентом внимания на различных взглядах исследователей относительно его истоков и компонентов. Представлена краткая характеристика уникального культового комплекса, создание которого не прекращалось в течение тысячи лет. В итоге сложился своеобразный художественный стиль, содержанием которого служила религия буддизма, а выражением – полихромная настенная живопись, раскрашенные барельефы и культовая скульптура. Отмечена репрезентативность состоявшейся выставки, которая отразила формирование буддийского искусства Китая, объединившего и преобразовавшего индийские, эллинские и среднеазиатские традиции.
Ключевые слова: Дуньхуан, Шелковый путь, религиозное искусство, буддизм, пещерные храмы, полихромные фрески, барельефы, скульптура