Название: Ермак и место его гибели в народной памяти

Авторы: Майничева Анна Юрьевна1, 2

Организация: 1Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия;

2Институт археологии и этнографии СО РАН, пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Рубрика: Этнография народов Евразии

Ссылка на статью: Майничева А. Ю. Ермак и место его гибели в народной памяти // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2013. Т. 12, вып. 7: Археология и этнография. С. 198–204.

УДК: 391.9

Аннотация: Рассмотрено состояние народной памяти в начале XXI в. о Ермаке и о месте его гибели, включая вопросы сакрализации пространства и создания святынь. Источниками послужили материалы совместной экспедиции Сибирского этнографического отряда Института археологии и этнографии СО РАН и Сибирского филиала Российского института культурологии, собранные в 2010–2012 гг. в Вагайском районе Тюменской области, в поселениях по р. Вагай, районе предполагаемой гибели Ермака. По принятой классификации, разделяющей типы культовых объектов русских в Сибири по принципу их природного или рукотворного происхождения, можно отнести место почитания Ермака к рукотворному виду – здания и сооружения. Это рукотворный холм, расположенный невдалеке от реки, на котором установлены крест и камни с посвящениями. Как особое место, которое непосредственно связано с Ермаком, оно было известно издавна, память о нем сопровождали многочисленные рассказы, со временем утраченные. Объекты поклонения же были установлены сравнительно недавно – в последние двадцать лет в связи с изменениями в идеологических и религиозно-нравственных установках общества, принявших допущение манифестации религиозных символов, отрицавшихся советской идеологией. Инициатором обустройства места поклонения стала особая группа людей, казаков, ощущавших себя наследниками и последователями деятельности героизированной исторической фигуры. Хотя образ атамана сопровождают чудесные явления, ему придан ореол мученичества – гибель от рук врагов, для многих представителей местного населения Ермак продолжает оставаться вполне реальным человеком, сподвижники которого являлись их предками. С одной стороны, он стал символом воинов, отдавших жизнь за Родину, а с другой – «добыл Сибирь», что обосновывает, делает легитимным пребывание русских на сибирской земле. Поклонение и почитание Ермака совершается по обряду Русской православной церкви, включая панихиду, крестный ход и поминальную трапезу.

Ключевые слова: Ермак, Вагай, народная память, святыня, культовый объект, освоение Сибири, святые места, поклонение