Название: Огнива тюрко-монгольского типа с китайскими благопожелательными надписями и символами
Автор: Митько Олег Андреевич1, Ван Пэн1,2, Нулицзянцзы Байкэнь1,3
Организация: 1 Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия
2 Институт археологии АОН КНР
3 Синьцзянский университет
Рубрика: Исследования
Ссылка на статью: Митько О. А., Ван П., Нулицзянцзы Б. Огнива тюрко-монгольского типа с китайскими благопожелательными надписями и символами // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2014. Т. 13, № 4: Востоковедение. С. 50–59.
УДК: 903.2
Аннотация: В Южной Сибири и Центральной Азии переход на использование стальных кресал происходит во второй половине I тыс. н. э. Небольшие украшенные бляхами поясные сумочки для огневых приборов фиксируются в тюркских памятниках. Для позднего Средневековья широкое распространение получают оригинальные по форме и декоративному оформлению огнива тюрко-монгольского типа. В XIX в. они становятся частью национального костюма монголов, бурят, тувинцев, алтайцев и хакасов. Лицевая сторона огнив часто украшалась накладными бляхами с чеканными узорами и вставками из кораллов и полудрагоценных камней. Китайские мастера изготавливали накладки с орнаментом из различных металлов, включая золото и серебро. Рассматривается отдельная группа огнив (10 экз.) с китайскими благопожелательными надписями. Они представлены в форме стилизованных иероглифов-символов, означающих пожелание «долгих лет жизни», «счастья и благополучия». Образность и значение этих надписей сопровождались аллегорическими изображениями птиц, животных и растений, дополнительно усиливающих значение главного символа. В бытовых по своему функциональному назначению приспособлениях для получения огня нашел отражение самобытный художественный язык, органично сочетающий в себе орнаментальные мотивы кочевых народов с этическими и эстетическими принципами китайской культуры.
Ключевые слова: кресало, поясная сумочка для огнива, Центральная Азия, Монголия, Китай, благопожелание, орнаментация, семантика