Название: «Человек культуры» вэньжэнь и развитие китайского искусства благовоний: опыт культурно-антропологического исследования

Автор: Войтишек Елена Эдмундовна, Измайлова Мария Вячеславовна

Организация: Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

Рубрика: Исследования

Ссылка на статью: Войтишек Е. Э., Измайлова М. В. «Человек культуры» вэньжэнь и развитие китайского искусства благовоний: опыт культурно-антропологического исследования // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2014. Т. 13, № 4: Востоковедение. С. 114–125.

УДК: 94 (510) + 39 + 7.032(315)

Аннотация: Анализируется один из феноменов традиционной культуры Восточной Азии, берущий свое начало в Древнем Китае, а именно искусство благовоний, рассматриваемое через призму деятельности «человека культуры» 文人 вэньжэнь. В работе предпринят краткий экскурс в историю развития культуры благовоний в Китае. При этом выделены важнейшие этапы эволюции представлений о функциях ароматов: от ритуалов, связанных с жертвоприношениями и религиозными практиками, - через решение сугубо прагматических санитарно-гигиенических задач - к выработке сложной системы эстетических критериев наслаждения ароматами. Во многом развитие богатейшей традиции использования благовоний опиралось на многостороннюю деятельность «человека культуры», воплощавшуюся в создании разнообразных трактатов, лекарственных и растительных справочников, поэтических произведений, игровых практик, изделий прикладного искусства, что немало способствовало популяризации культуры благовоний и в итоге привело к формированию искусства «путь аромата» 香道 сяндао. На общем фоне активного взаимодействия Китая с другими странами региона традиция использования благовоний проникла в Корею и Японию, где дала начало национальным вариантам этого элитарного искусства. Отдельно затронут вопрос о современном состоянии культуры благовоний в Китае и роли современных интеллектуалов в ее пропаганде.

Ключевые слова: искусство благовоний, «человек культуры» вэньжэнь, современный «человек культуры», Китай, династии Хань, Тан, Сун, Восточная Азия, игровые практики, антропологическая модель