Название: Казахские боевые топоры в изобразительных источниках XVIII–XIX веков
Автор: Бобров Леонид Александрович1, Пронин Алексей Олегович1, 2
Организация: 1Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия
2Музей города Новосибирска, ул. Советская, 24, Новосибирск, 630099, Россия
Рубрика: Этнография народов Евразии
Ссылка на статью: Бобров Л. А., Пронин А. О. Казахские боевые топоры в изобразительных источниках XVIII–XIX веков // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2014. Т. 13, вып. 5: Археология и этнография. С. 255–262.
УДК: 903.22
Аннотация: Систематизированы изобразительные материалы по казахским боевым топорам позднего Средневековья и раннего Нового времени. Проанализированы 58 изображений казахских боевых топоров, выполненных художниками XVIII- XIX вв. Выделены четыре основные группы изображений: рисунки топоров, выполненные с натуры российскими путешественниками и этнографами; картины и гравюры цинских художников середины XVIII в.; картины и гравюры российских и европейских художников, выполненные по устным описаниям современников; изображения топоров, нанесенные кочевниками на кулпытасы (погребальные памятники) Западного Казахстана. К отдельной группе изобразительных источников отнесены фотографии казахских топоров второй половины XIX - начала XX в. Сопоставление изображений с подлинными казахскими боевыми топорами из музейных собраний и частных коллекций показало, что большинство рисунков выполнены с высокой степенью достоверности. В частности, в изобразительных материалах нашли отображение все основные разновидности казахских боевых топоров, в том числе узколезвийные топоры с треугольным клинком («шакан»), широколезвийные топоры с треугольным клинком («балта»), топоры с треугольным клинком и месяцевидным лезвием («айбалта»), топоры с асимметричным клинком, а также многочисленные переходные формы. Профильные изобразительные материалы разделены на группы по степени достоверности передачи деталей. К числу наиболее точных изображений отнесены рисунки, выполненные с натуры российскими путешественниками и этнографами, а также изображения топоров на кулпытасах Западного Казахстана. Менее точно и детализировано переданы топоры на цинских и европейских картинах и гравюрах. Это вполне закономерно, так как восточноазиатские и европейские художники часто не имели возможности лично ознакомиться с экзотическим оружием кочевников и изображали его на основе рассказов своих соотечественников, побывавших на территории Казахстана. Проведенный анализ показал, что изобразительные материалы являются ценным источником по изучению топоров казахских воинов XVIII-XIX вв. и могут привлекаться для реконструкции ударно-рубящего оружия тюркских номадов Центральной Азии позднего Средневековья и раннего Нового времени.
Ключевые слова: Центральная Азия, Казахстан, оружие, боевые топоры, изобразительные источники