Название: Тигiр тайығ – жертвоприношение Небу в культуре хакасов (конец XIX – начало XXI века)

Автор: Бурнаков Венарий Алексеевич1, 2, Бурнаков Артас Алексеевич3, Торбостаев Каврис Михайлович3, Цыденова Дарима Цыденовна2

Организация: 1Институт археологии и этнографии СО РАН, пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

2Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

3Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, пр. Ленина, 90, Абакан, 655017, Россия

Рубрика: Этнография народов Евразии

Ссылка на статью: Бурнаков В. А., Бурнаков А. А., Торбостаев К. М., Цыденова Д. Ц. Тигiр тайығ – жертвоприношение Небу в культуре хакасов (конец XIX – начало XXI века) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2014. Т. 13, вып. 5: Археология и этнография. С. 271–283.

УДК: 291.212.8 + 395 + 397 + 398.4 + 398.41

Аннотация: На основе архивных, полевых и литературных сведений рассматривается комплекс традиционных мифологических воззрений хакасов о Небе. С ним ассоциировалась идея верха, света, плодородия и добра. Присущие ему свойства – отдаленность, недосягаемость, необъятность и постоянство в традиционном сознании способствовали его абсолютной сакрализации. Небо, будучи важнейшей частью космоса, одновременно выступает и в качестве верховного божества. По традиционным воззрениям, оно со всеми его светилами санкционирует жизнь всего, что есть на земле; также диктует естественный ход вещей на земле: течение времени, мерности пространства, направление развития общества и т. п. Небо выступало в качестве высшей судебной инстанции и карающей силы. Полагали, что Небеса неотделимы от самого бытия человека и сопутствуют человеку от рождения и до смерти и в итоге определяют его судьбу. Это способствовало развитию мысли о том – «что вверху, то и внизу». Свод неба выступал своего рода зеркалом: люди, вглядываясь в него, узнавали отражения своих судеб и перспектив жизни. Верили, что поклонение Небу обеспечит плодородие, процветание и успех в жизнедеятельности людей, что и предопределило формирование ритуальной практики жертвоприношений Небу.

Ключевые слова: хакасы, традиция, верования, миф, обряд, небо