Название: О категориях мужественности и женственности в японской классической литературе

Автор: Симонова Елена Владимировна

Организация: Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

Рубрика: Исследования

Ссылка на статью: Симонова Е. В. О категориях мужественности и женственности в японской классической литературе // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 10: Востоковедение. С. 181–190.

УДК: 821.521

Аннотация: Проблема репрезентации в литературе гендерных стереотипов, которые представляют собой особенности восприятия социально-половых ролей и выражаются понятиями мужественности и женственности, интересна с точки зрения их влияния на формирование поэтических принципов масурао-бури (мужественность) и таоямэ бури (женственность) в классических японских стихах вака. Идеал мужественности наиболее ярко воплотился в поэтическом сборнике «Манъёсю» (VIII в.). Выделение творчества отдельных авторов, появление новых жанров, тяжеловесная риторика и другие факторы позволяют говорить о независимости, индивидуальности, активности, радикализме авторов, что является маркерами мужественности. Сезонная рубрикация вместо авторской, изощренность тропов, каноничность, чувственность, перенос внимания с внешнего на внутреннее (маркеры женственности), характерны для хэйанских пятистиший танка в «Кокинсю» (X в.). В Японии, стране с ярко выраженной маскулинной доминантой, гендерные стереотипы жестко регламентировали поведение (в частности, накладывали ограничения на выражение своих чувств), и это определило появление нового жанра лирического дневника, который писали, как правило, от лица женщины («Дневник путешествия из Тоса» Ки-но Цураюки). В XVIII в. дихотомия мужественности / женственности нашла отражение в идейно-эстетической полемике ярких представителей «национальной школы» кокугаку-ха - Камо Мабути (приверженца воинственной простоты «мужественного» стиля) и Мотоори Норинага (сторонника красоты «женственности»). Однако противоречие между «мужским» и «женским» не стало антагонизмом, но взаимное дополнение и соответствие двух начал стало основой японской классической литературы.

Ключевые слова: гендерные стереотипы, масурао-бури, таоямэ-бури, вака, кокугаку-ха