Название: Сочи–2014 под прицелом информационного оружия французских СМИ

Автор: Алексеева Алина Алексеевна

Организация: Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

Рубрика: Вопросы концептологии и теории дискурса

Ссылка на статью: Алексеева А. А. Сочи-2014 под прицелом информационного оружия французских СМИ // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 2: Филология. С. 137–141.

УДК: 81: 327

Аннотация: Представлен анализ языковых средств характеристики Олимпийских игр 2014 г. в Сочи в текстах французских статей, опубликованных в различных газетах, журналах и на интернет-сайтах во время проведения Олимпиады, а также непосредственно до и после этого мероприятия. Построена классификация языковых средств, используемых для характеристики Олимпийских игр в Сочи. В ходе анализа было установлено, что эти средства представляют практически все уровни языка: лексический, фразеологический, морфологический и синтаксический. Средствами репрезентации образа Сочи–2014 на лексическом уровне являются, во-первых, слова аксиологической семантики, описывающие, с одной стороны, успехи российской сборной на Олимпиаде, а с другой – организационные недочеты и провалы; во-вторых, слова с семой интенсивности, которые используются для описания больших финансовых вложений в Олимпиаду, а также того размаха, который приобрели Олимпийские игры в реальном и медийном пространстве; в-третьих, морбиальные, военные, театральные метафоры, образно представляющие Сочи-2014 как показное мероприятие-фарс в «больной» стране, во время которого происходят битвы – не только спортивные, но и геополитические. С помощью форм превосходной степени прилагательного cher ‘дорогой’ и его синонимов создается образ самой дорогой в истории Олимпиады, целью которой является демонстрация мощи России. Образ Олимпиады репрезентируется также с помощью различных сравнительных конструкций, которые позволяют авторам статей провести параллель между «эрой Путина» и временем правления Петра I, поскольку, по мнению французских журналистов, в обе эпохи грандиозные замыслы лидеров страны не соответствовали реальным экономическим возможностям государства. Различные риторические вопросы используются для того, чтобы поставить под сомнение целесообразность проведения Олимпиады в Сочи с неподходящим для зимних игр климатом, а также выступить с критикой больших инвестиций в строительство олимпийской деревни. На основе проведенного лингвистического анализа построена модель образа Олимпиады-2014, который является составной частью другого теоретического конструкта – образа России, динамично меняющегося в складывающихся геополитических условиях. Основной целью Олимпиады было формирование в мировом сообществе позитивных представлений о Сочи и в целом о России, однако данное исследование показывает, что во Франции эта инициатива столкнулась с серьезным информационным противоборством, и поставленная задача не была решена, по крайней мере в полном масштабе.

Ключевые слова: информационные войны, образ России, образ Сочи–2014, критический дискурс-анализ, политическая лингвистика