Название: О концепте и концептологии
Автор: Фоменко Юрий Викторович
Организация: Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, 630126, Россия
Рубрика: Вопросы концептологии и теории дискурса
Ссылка на статью: Фоменко Ю. В. О концепте и концептологии // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 2: Филология. С. 119–123.
УДК: 81' 37
Аннотация: Статья содержит критический анализ так называемой концептологии – теории концептов. Основной объект концептологии – концепт (особое ментальное образование, отличное от понятия). Однако понятие концепта не опирается ни на факты, ни на эксперименты, ни на логический анализ. Концепт остается «гипотетической ментальной структурой» (А. Г. Сонин), не поддающейся наблюдению и экспериментальной проверке. Их «выдумывание» «становится основным направлением деятельности» концептологов. В. А. Виноградов назвал это занятие «щелканьем семечек». Концептология стала модой, но не стала наукой. Она противоречит многочисленным фактам языка и речи, фундаментальным положениям лингвистики, психолингвистики и философии, требованиям объективности и доказательности. Ее невозможно понять, принять и применять. Естественно, она не может стать предметом изучения в школе и в вузе, в любой учебной аудитории. Когнитивная лингвистика должна изучать не концептосферу общества, не научную картину мира (которую изучают ученые – представители разных областей знания), а роль языка в обработке человеческого опыта, в фиксации информации, семантику языка, языковую картину мира. Именно традиционная лингвистика (при всех ее недостатках) адекватно описывает структуру языка и механизм речеобразования, когнитивную и коммуникативную деятельность человека. Единицу знания (сознания) следует называть традиционным общепринятым термином понятие. А термин концепт использовать как его синоним.
Ключевые слова: концепт, концептология, когнитивный, понятие