Название: Дискурсивное конструирование рекламных миров: концепты TASTE / ВКУС в ракурсе сопоставления
Автор: Кушнерук Светлана Леонидовна
Организация: Челябинский государственный педагогический университет, пр. Ленина, 69, Челябинск, 454080, Россия
Рубрика: Вопросы концептологии и теории дискурса
Ссылка на статью: Кушнерук С. Л. Дискурсивное конструирование рекламных миров: концепты TASTE / ВКУС в ракурсе сопоставления // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 2: Филология. С. 131–136.
УДК: 413: 42: 482
Аннотация: Статья посвящена сопоставительному исследованию проективности рекламного дискурса как сознательному конструированию символических миров, в которых актуализируются концептуальные представления, имеющие прагматическую детерминированность. Рекламные дискурсы изображают миры, отличные от реального. Избирательность в конструировании смыслов определяется тем, что в рекламный дискурс поступает культурно-значимая информация, которая отбирается и систематизируется в соответствии с коммуникативными целями. В фокусе внимания – концепты TASTE и ВКУС, имеющие регулярные формы объективации в дискурсах британской и российской коммерческой рекламы. Отстаивается точка зрения, согласно которой чем многообразнее потенциал знакового выражения концепта, тем более актуальным является данный концепт в лингвокультуре. Анализ справочных дефиниций дает возможность установить универсальные характеристики концептов (ощущение, внешнее чувство, пристрастие, эстетическое восприятие) и сделать вывод о том, что на уровне ключевых слов и понятий концепты TASTE и ВКУС демонстрируют принципиальное сходство признаков. Концепты TASTE и ВКУС дискурсивно расширяются за счет признака удовольствие. Анализ текстовых репрезентаций, созданных в британской и российской коммерческой рекламе, свидетельствует о высокой ценностной значимости концептов TASTE и ВКУС в данном типе дискурса. Лексемное наполнение включает номинации вкус (taste), аромат, запах aroma, flavour), вкуснятина (yumminess). Структура концептов TASTE и ВКУС практически не содержит фактуальный компонент. Экспрессивность главным образом создается за счет языковых единиц с эмоционально-экспрессивной семантикой, апеллирующих не к рациональной, а к чувственной стороне потенциальных покупателей. Чувственные впечатления ложатся в основу лояльного отношения к предмету рекламируемого продукта в Великобритании и России. Интерпретационное поле концептов объединяет оценки, связанные с ощущениями, физическим и психическим опытом человека. Общая положительная квалификация передается образно-оценочными прилагательными, которые формируют перцептивный образ концепта (настоящий / authentic, прекрасный / excellent, потрясающий / fabulous). Частнооценочные характеристики конкретизируют концепт сенсорными оценками (мягкий / mild, нежный / delicate, tender). Эстетические оценки концепта TASTE обнаруживаются в британской рекламе (elegant). Мелиоративная оценочность ориентирует клиента на эмоциональное восприятие рекламируемого продукта в двух дискурсах.
Ключевые слова: дискурс, проективность дискурса, конструирование мира, рекламная коммуникация в Великобритании, рекламная коммуникация в России, концепт, концепт ВКУС, концепт TASTE, сопоставительное языкознание