Название: Литературизация как аспект междискурсивного взаимодействия (на материале повести А. и Б. Стругацких «Сказка о Тройке»)

Автор: Супрунова Ирина Викторовна

Организация: Новосибирский государственный технический университет, пр. К. Маркса, 20, Новосибирск, 630073, Россия

Рубрика: Вопросы концептологии и теории дискурса

Ссылка на статью: Супрунова И. В. Литературизация как аспект междискурсивного взаимодействия (на материале повести А. и Б. Стругацких «Сказка о Тройке») // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 2: Филология. С. 147–151.

УДК: 81'42

Аннотация: Рассматривается проблема междискурсивного взаимодействия – одна из центральных проблем дискурсивного анализа. На материале повести «Сказка о Тройке» А. и Б. Стругацких анализируется взаимодействие научного и официально-делового дискурсов с художественным дискурсом. Данный аспект проблемы междискурсивного взаимодействия особенно актуален из-за его мало исследованности. Существует относительно немного работ, анализирующих характер взаимовлияния художественной и нехудожественных систем, хотя художественная литература (интердискурсивная по природе) предоставляет широкие возможности для подобного взаимодействия. В рассматриваемой повести взаимодействие научного и официально-делового дискурсов с художественным представляет собой два процесса. С одной стороны, происходит утрата нехудожественными дискурсами части изначально присущих им свойств, т. е. деофициализация и десциентизация официально-делового и научного дискурсов. С другой стороны, выполняя эстетическую функцию, данные дискурсы приобретают ряд новых качеств, ранее им несвойственных. Для определения данного процесса вводится термин «литературизация». Выявляются три уровня литературизации: уровень взаимодействия рассказчика и читателя, уровень взаимодействия персонажей и уровень взаимодействия автора и читателя. На уровне взаимодействия персонажей нехудожественные дискурсы выступают в качестве средства установления контакта, эвфемизации и манипулирования. На уровне взаимодействия рассказчика и читателя нехудожественные дискурсы являются средством описания внешности, действий и обстановки, окружающей персонажа (как правило, чиновника), придавая тексту пародийное звучание. На уровне взаимодействия автора и читателя нехудожественные дискурсы являются одним из главных средств создания характера персонажей. Нехудожественные дискурсы становятся неотъемлемой частью образной системы повести, маркируют персонажей с точки зрения их положения и роли в конфликте и в конечном счете создают их характеры. При этом сам язык повествования превращается в субъект сюжетов и выразитель художественной идеи: комбинации элементов научного и официально-делового дискурсов в той или иной ситуации становятся для героев средством достижения цели, а для авторов – средством выражения их отношения к действительности.

Ключевые слова: междискурсивное взаимодействие, художественный дискурс, научный дискурс, официально-деловой дискурс