Название: Почитаемые места белокриницких староверов в Западной Сибири

Авторы: Майничева Анна Юрьевна,1,2 Рыговский Данила Сергеевич1,2

Организация: 1Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

2Институт археологии и этнографии СО РАН, пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Рубрика: Этнография народов Евразии

Ссылка на статью: Майничева А. Ю., Рыговский Д. С. Почитаемые места белокриницких староверов в Западной Сибири // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 3: Археология и этнография. С. 133–141.

УДК: 39

Аннотация: Современное белокриницкое согласие на территории Западной Сибири представлено небольшим числом староверческих общин, которые активно реализуют различные практики по сохранению и воспроизводству своих традиций. Одной из таких практик стало формирование сети почитаемых мест. Последние представлены храмами и поклонными крестами, которыми отмечены памятные для этих старообрядцев места. Каждая сформировавшаяся община стремится к тому, чтобы построить собственную церковь, однако известны случаи, когда под храм перестраивался деревянный жилой дом или в качестве моленной использовалась частная квартира. Поклонные кресты маркируют места, где ранее располагались белокриницкие храмы, построенные в начале XX в., и таежные скиты, известные со второй половины XIX в., впоследствии разрушенные в 1930-е гг. Сакральность этих объектов определяет, главным образом, принадлежность места «истинной церкви», т. е. собственно старообрядческой белокриницкой. Храм становится едва ли не единственным местом в городских и сельских населенных пунктах, где староверы получают возможность соблюдать все традиции и общаться с одноверцами без вероятных ограничений, связанных с жизнью вне общины, а наличие почитаемых мест создает необходимый контекст воссоздания исторической памяти у данной этноконфессиональной группы. Поэтому подобное выделение «пространства веры» может рассматриваться как один из механизмов построения групповой идентичности белокриницких общин.

Ключевые слова: старообрядчество, белокриницкое согласие, почитаемые места, конструирование сакрального пространства