Название: Намеренная двусмысленность как способ привлечения внимания адресата

Автор: Стексова Татьяна Ивановна

Организация: Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, корп. 3, Новосибирск, 630126, Россия

Рубрика: Дискурс СМИ

Ссылка на статью: Стексова Т. И. Намеренная двусмысленность как способ привлечения внимания адресата // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 6. С. 185–190.

УДК: 81’272

Аннотация: Исследуется один из способов манипуляции в СМИ, а именно создание намеренной двусмысленности, при которой эффект обманутого ожидания должен работать на привлечение внимания читателей. Анализ языкового материала из некоторых электронных СМИ позволил выявить ряд языковых приемов для достижения коммуникативной цели журналиста. Наряду с этим оказались правомерными постановка и рассмотрение вопроса об успешности или неуспешности использования намеренной двусмысленности. Проведенный опрос потенциальных читателей показал ущербность и однообразность используемого приема манипуляции и, следовательно, в большинстве случаев его неэффективность. Типовой образ адресата, существующий в сознании журналистов, использующих прием намеренной двусмысленности, оказывается ошибочным, устаревшим. Неучет журналистом изменившегося образа адресата может свидетельствовать о его профессиональной некомпетентности.

Ключевые слова: медиатекст, адресат, манипуляция, языковые средства