Название: Об одном «штампе» в языке современных российских СМИ

Автор: Высоцкая Ирина Всеволодовна

Организация: Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

Рубрика: Дискурс СМИ

Ссылка на статью: Высоцкая И. В. Об одном «штампе» в языке современных российских СМИ // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 6. С. 177–184.

УДК: 811.161.1

Аннотация: Изменение иерархии социальных приоритетов обусловливает влияние языка СМИ на язык общества. В современной медийной речи активно употребляется глагол стартовать - в русле тенденции к обновлению и ориентации на иноязычные образцы. Следуя языковой моде, именно этот глагол журналисты предпочитают другим русским глаголам со значением начала действия. При этом изменяется сочетаемость глагола, сфера его использования выходит за рамки авиации и спорта. Глагол выступает как маркер коммерциализации (особенно в сочетании со словом проект). Представлен анализ словарных толкований глагола стартовать, рассмотрены особенности его употребления в общем и газетном корпусах Национального корпуса русского языка, привлечены примеры из телевизионных и интернет-новостей, результаты обращения к поисковой системе «Яндекс».

Ключевые слова: язык СМИ, языковая мода, обезличивание речи, «штамп», дискурсная обусловленность, маркер коммерциализации