Название: Этнокультурная принадлежность средневекового захоронения со шкурой коня в долине реки Иджим в Западном Саяне

Автор: Амзараков Петр Борисович,1 Лазаретов Игорь павлович2, Митько Олег Андреевич,3 Поляков Андрей Владимирович2

Организация: 1Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, ул. Щетинкина, 23, Абакан, 665017, Россия;

2Институт истории материальной культуры РАН, Дворцовая наб., 18, Санкт-Петербург, 191186, Россия;

3Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

Рубрика: Археология и антропология Евразии

Ссылка на статью: Амзараков П. Б., Лазаретов И. П., Митько О. А., Поляков А. В. Этнокультурная принадлежность средневекового захоронения со шкурой коня в долине реки Иджим в Западном Саяне // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 7: Археология и этнография. С. 151–164.

УДК: 902.01

Аннотация: В течение последних лет Саянская экспедиция Института истории материальной культуры РАН проводит охранные археологические раскопки в зоне проектируемого строительства железнодорожной линии Кызыл - Курагино. В 2014 г. изучались археологические объекты в верховьях р. Иджим в Усинской долине. В древности по ее территории проходил один из караванных путей черезЗападный Саян, который имел важное экономическое и военно-политическое значение. В кургане № 4 на могильнике Саяны-Пограничное-4 были обнаружены две могилы, одна из которых - это погребение женщины без сопроводительного инвентаря, а в другой обнаружен скелет взрослой женщины и новорожденного ребенка. Их сопровождали остатки шкуры коня, конская сбруя и украшения одежды, изготовленные из железа и бронзы со следами золочения. Анализ погребального инвентаря позволяет отнести погребение со шкурой коня к периоду VIII-X вв. Использование шкур животных в поминальнопогребальной практике имеет широкие хронологические, территориальные и историко-культурные рамки. В существующих классификациях захоронение в кургане № 4 с использованием шкуры коня соответствует второму варианту представленной в научной литературе классификации, а наибольшая типологическая близость прослеживается с минусинской группой погребений. В литературе по поводу этнокультурной принадлежности носителей погребального обряда со шкурой коня представлено четыре гипотезы: кыпчакская, тюркская, кыргызская и уйгурская. Наименьшие совокупности археологически подтвержденных данных имеют первые три гипотезы, а наибольшую - гипотеза об уйгурской принадлежности. Ее вероятность основана на близости фрагментов керамики, обнаруженных в погребениях со шкурой коня, с подобными находками на уйгурском городище ОрдуБалык. Однако механизм развития и проверки гипотез включает в себя не только поиск подтверждений, но и контраргументы из области археологических и историко-этнографических данных. Их анализ служит основанием для поиска дополнительных доказательств гипотезы об уйгурской принадлежности погребениях со шкурой коня.

Ключевые слова: Южная Сибирь, Саяно-Алтай, Курагино – Кызыл, могильник, курган, Средневековье, кыргызы, уйгуры, погребение женщины, шкура коня.