Название: Колесный транспорт коренного населения Минусинской котловины в XVII–XIX веках по материалам письменных источников
Автор: Есин Юрий Николаевич
Организация: Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, ул. Щетинкина, 23, Абакан, 655017, Россия
Рубрика: Этнография народов Евразии
Ссылка на статью: Есин Ю. Н. Колесный транспорт коренного населения Минусинской котловины в XVII–XIX веках по материалам письменных источников // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 7: Археология и этнография. С. 228–241.
УДК: 39:62
Аннотация: Работа посвящена анализу сведений письменных источников о колесном транспорте коренного населения Минусинской котловины XVII-XIX вв., обстоятельствам выхода из употребления повозки, конструкция которой была типична для центрально-азиатского региона, и замены ее русской телегой, изучению процессов адаптации колесного транспорта новой конструкции в культуре коренного населения. Установлено, что термин «подвода», употреблявшийся в источниках XVII - начала XVIII в. для обозначения транспорта местного населения, означал не колесную повозку, а вьючных животных. Использование вьючных животных, прежде всего лошадей, было основным способом перевозки грузов в это время. Местные двухколесные повозки упоминаются лишь однажды как средство перевозки разобранных юрт. Начало внедрения в культуру коренного населения нового типа колесного транспорта в письменных источниках получает отражение с XIX в. В связи с уменьшением использования колесных повозок в XVIII в. распространение колесного транспорта нового типа фактически означало сужение сферы употребления верховой лошади, а не вытеснение и замещение колесной повозки другой конструкции. На первом этапе адаптации русской повозки фиксируется ряд устойчивых особенностей: для управления тягловыми животными - использовались не вожжи, а повод узды; возничий сидел не в телеге, а на спине лошади; для смазки колес вместо дегтя применялись продукты переработки молока. Они были связаны с отсутствием у местного населения тренированных для запряжки в повозку лошадей, тележной упряжи и навыков ее использования, а также с отсутствием или слабым развитием некоторых производств и ремесел. Освоение русского колесного транспорта в различных частях региона происходило неравномерно: собственное домашнее производство грузовых телег по русскому образцу в одних поселениях сочеталось с отсутствием практики использования колесного транспорта в других. Помимо хозяйственных нужд, телеги стали широко использоваться в похоронных обрядах. Выход из употребления одного и распространение другого типа колесного транспорта неразрывно связаны с серьезными политическими, экономическими, этническими и социальными изменениями, произошедшими в регионе в XVIII-XIX вв.
Ключевые слова: Южная Сибирь, Минусинская котловина, енисейские кыргызы, предки хакасов, колесный транспорт.