Название: «Детские» сравнения как отражение результатов когнитивной деятельности в коммуникативном поведении ребенка (на материале «Денискиных рассказов» В. Драгунского)

Автор: Исаченко Оксана Михайловна

Организация: Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия;

Новосибирское высшее военное командное училище, ул. Иванова, 49, Новосибирск, 630117, Россия

Рубрика: Языкознание

Ссылка на статью: Исаченко О. М. «Детские» сравнения как отражение результатов когнитивной деятельности в коммуникативном поведении ребенка (на материале «Денискиных рассказов» В. Драгунского) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 9: Филология. С. 201–213.

УДК: 811.373.47

Аннотация: Разноструктурные сравнения в речи литературного персонажа составляют функциональное поле. По способу выражения «показателя сравнения» они делятся на ядерные и периферийные, а по характеру трансляции «образа» - на простые и сложные. Денотативные области натурфактов и артефактов, животного мира и мира человека являются источником простых сравнений. В основе сложных образов - когнитивные сценарии, отражающие важные для ребенка «события» из сферы природы и сферы человека. Моделирование одного из аспектов его коммуникативного поведения (использование сравнений) доказывает, что редуцированность денотативной сферы - источника сравнений, неосвоенность узуальных единиц компенсируется другими коммуникативными способностями ребенка.

Ключевые слова: стилизация детской речи, сравнение, сравнительные структуры, функциональное поле сравнений (ядро и периферия), показатели / актуализаторы сравнения, когнитивный образ / источник сравнения, денотативная область, простые / сложные образы сравнений, когнитивный сценарий