Название: Тема андрогинности в традиционных религиозно-мифологических представлениях вьетнамцев

Автор: Кнорозова Екатерина Юрьевна

Организация: Санкт-Петербургский государственный университет

Рубрика: Фольклор, мифология и искусство Восточной Азии

Для цитирования: Кнорозова Е. Ю. Тема андрогинности в традиционных религиозно-мифологических представлениях вьетнамцев // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 10: Востоковедение. С. 62–67.

Knorozova E. Yu. The theme of androgyny in traditional religious and mythological representations of Vietnamese people. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2016, vol. 15, no. 10: Oriental Studies, p. 62–67. (in Russ.)

УДК: 291.21

Аннотация: Тема андрогинности присутствует в ряде индийских преданий. Авалокитешвара, один из главных бодхисатв в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны, является олицетворением сострадания. Начиная с VII-VIII вв. отмечается перемена пола; наряду с мужским образом Авалокитешвары возник и женский, позже он вытесняет мужскую ипостась. Истоки андрогинных мистерий, исполняемых северными тай во время календарных праздников, следует искать в культуре чжуанов - народности, представители которой говорят на языке, относящемся к тайской языковой семье, и проживают главным образом в Южном Китае. Живучесть архаичной веры в то, что божество (духи) и те, кто с ними общаются, способны сочетать в едином существе признаки обоих полов, проявляется в танцах тайских медиумов (или шаманок). У тайских народов и вьетов женщины играли важную роль. Во Вьетнаме из-за авторитета женщин ряд духов называются ба («госпожа»), тогда как предметом, символизирующим духа, является линга, обладающая мужской сущностью. Восстания вьетов против китайского владычества в ряде случаев возглавляли женщины-воительницы. Предания о превращении женщины в мужчину вошли во вьетнамские традиционные сборники рассказов.

Ключевые слова: андрогинность, божество, мифология, предание, символ, культура.

Список литературы

Афанасьева Е. Н. Формирование театральной традиции Юго-Восточной Азии // Театр и зрелищные формы Востока. М.: ГИТИС, 2012. С. 170–220. (на рус. яз.)

Васильев. Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. 484 с. (на рус. яз.)

История Вьетнама. М.: Наука, 1983. 301 с. (на рус. яз.)

Крылов Д., Ершов Д. Вьетнам. М.: Эксмо, 2008. 371 с. (на рус. яз.)

Мифы Древней Индии. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. 303 с. (на рус. яз.)

Мифы и предания Вьетнама / Вступ. ст., пер., комм. Е. Ю. Кнорозова. СПб.: Петерб. востоковедение, 2000. 201 с. (на рус. яз.)

Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. 671 с. (на рус. яз.)

Полное собрание исторических записок Дайвьета / Пер. с ханвьета, комм., предисл., прилож. К. Ю. Леонова, А. В. Никитина, А. Л. Федорина, вступ. ст. А. Л. Федорина. М.: Вост. лит., 2010. Т. 2. 485 с. (на рус. яз.)

Швейер А. В. Древний Вьетнам. М.: Вече, 2014. 399 с. (на рус. яз.)

Элиаде М. Азиатская алхимия. М.: Янус-К, 1998. 604 с. (на рус. яз.)

Ta Chi Đai Trương. Thân, ngươi và đât Viêt Nam (Божества, люди и вьетнамская земля). Hà nôi: Văn hóa thông tin, 2005. 384 tr. (на вьет. яз.)

Vu Trinh. Kiên văn luc (Записи об увиденном и услышанном) // Tông tâp tiêu thuyêt chư Han Viêt Nam (Полное собрание вьетнамской прозы «тиеу тхует», написанной на китайском языке). Hà Nôi: Thê giơi, 1997. T. 1. 971 tr. (на вьет. яз.)