Название: Функционирование редакционного блога на сайте общественно-политического издания как эффективный инструмент самопрезентации и манипуляции читательским сознанием (на примере «Новой газеты»)
Автор: Катенева Ирина Геннадьевна
Организация: Новосибирский государственный педагогический университет
Рубрика: Теория и практика массовой коммуникации
Для цитирования: Катенева И. Г. Функционирование редакционного блога на сайте общественно-политического издания как эффективный инструмент самопрезентации и манипуляции читательским сознанием (на примере «Новой газеты») // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 6. С. 41–50.
Kateneva I. G. Blog of the social and political newspaper as means of the self-presentation and manipulation with mass audience. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2016, vol. 15, no. 6: Journalism, p. 41–50. (in Russ.)
УДК: 070 (078.8)
Аннотация: Такие характеристики блогов, как массовость, возможность оперативного обновления информации, интерактивность, обусловили их широкое использование не только в системе средств массовой коммуникации, но и в системе средств массовой информации. На страницах современных печатных и электронных изданий журналисты используют блоги не только в качестве источников информации (сбор комментариев очевидцев, использование фото- и видеоматериалов), объекта исследования (составление рейтингов блогов, обзоров блогосферы), но и инструмента организации информационно-дискуссионной площадки. Статья посвящена изучению принципов функционирования редакционного блога на сайте общественно-политического издания и выявлению его роли в реализации организаторской деятельности и информационной политики редакции. Объектом исследования является блог-проект, функционирующий в электронной версии «Новой газеты» с 2009 г. Как показал анализ материалов, представленных в «“Новой” живой газете» в 2015 г., блог является эффективным инструментом самопрезентации принт- и веб-версии издания, а также манипуляции читательским сознанием. Две трети рассматриваемых публикаций представляют собой журналистские тексты (интервью, отчеты, комментарии, статьи). Следовательно, редакция «Новой газеты» рассматривает свой блог не как сферу неформальной коммуникации с целевой аудиторией и инструмент осуществления организаторской деятельности, а дополнительную информационную площадку, на базе которой происходит формирование или корректировка читательского мировоззрения.
Ключевые слова: блог, сайт издания, общественно-политическая пресса, манипуляция сознанием целевой аудитории.
Список литературы
Браславец Л. A. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы // Вестн. ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 1. С. 125–132.
Вайсфельд И. В. Формирование общественно-политического мнения в стране, коммуникативные аспекты современных медиаплатформ // Медиаскоп. 2012. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/1034 (дата обращения 05.11.2015).
Ефимов Е. Г. Блог как вид социальных интернет-сетей: гендерный аспект // Изв. ВГТУ. 2012. Т. 2, вып. 10. С. 50–53.
Ермоленкина Л. И. Информационное событие как репрезентация картины мира радиодискурса // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2010. № 3. С. 15–25.
Катенева И. Г. Презентация «блоговой информации» на страницах современных периодических изданий // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. С. 7–11.
Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. 335 с.
Косарева М. А. Блоги как новые СМИ: особенности жанровой конвергенции // Медиадискурс и проблемы медиаобразования. Омск: Изд-во ОГУ, 2011. С. 130-136.
Кочетков М. О., Тубалова И. В. Динамика развития блога как жанра дискурса блогосферы: социолингвистический аспект // Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 1. С. 39–52.
Кошкарова Н. Н. Политические термины российской действительности через призму лингвокреативной деятельности // Уральский филологический вестник. 2012. № 2. С. 104–107.
Крапивенский А. С. Блог как современная форма распространения информации в массовой аудитории: возможности социального и нормативно-правового регулирования // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 12. URL: http://www.sisp.nkras.ru (дата обращения 03.11.2015).
Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. М.: ЛКИ, 2008. 224 с.
Попов А. А. Блогинг как форма профессиональной журналистской коммуникации: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2013. 23 с.
Черкасова Н. В. Лингвокультурологические характеристики блога как жанра интернет-коммуникации // Вестн. ЧелГУ. 2012. Филология. Искусствоведение. № 5. Вып. 63. С. 164–168.
Шамаев И. Н. Классификация блогов Pунета // Вестн. ВолГУ. Сер. 9. 2013. Вып. 11. С. 120–124.