Название: Тактика самопрезентации в медиажанре литературной рецензии: речевые ходы и их прагматические функции

Автор: Морева Анастасия Николаевна, Петрова Наталия Евгеньевна

Организация: Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)

Рубрика: Дискурс СМИ

Для цитирования: Морева А. Н., Петрова Н. Е. Тактика самопрезентации в медиажанре литературной рецензии: речевые ходы и их прагматические функции // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 6. С. 110–117.

Moreva A. N., Petrova N. E. Tactics of self-presentation in literary reviews: speech turns and their pragmatic functions. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2016, vol. 15, no. 6: Journalism, p. 110–117. (in Russ.)

УДК: 81.411

Аннотация: На материале «Литературной газеты» рассматривается тактика самопрезентации как форма речевого поведения автора литературной рецензии. Инструментом реализации коммуникативной тактики в конкретном тексте является речевой ход (РХ), поэтому задачей статьи является описание, характеристика прагматических функций и анализ взаимодействия РХ, формирующих образ автора и тем самым влияющих на ракурс восприятия рецензии массовой аудиторией. В статье выделены две группы РХ. Одна из них нацелена на создание образа профессионала и в этом плане дистанцирует критика от читателя. РХ второй группы сигнализируют о личностных качествах критика (искренность, приверженность традиционным для русской ментальности ценностям, самокритичность и самоироничность и др.) и имеют цель сблизить адресанта и адресата рецензии.

Ключевые слова: тактика самопрезентации, речевой ход, образ автора, медиажанр, литературная рецензия.

Список литературы

Говорухина Ю. А. Русская литературная критика на рубеже XX–XXI веков: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Томск. 2010. 42 с.

Ильина О. Б. Ценностно-ориентированный потенциал авторской парадигмы в текстах современных немецких рецензий // Вестн. Моск. гос. лингв. ун.та. 2009. № 560. С. 96–103.

Куралева Т. В. Самопрезентация как коммуникативная стратегия в английском диалоге // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2015. № 50. С. 30–36.

Ланских А. В. Речевое поведение участников реалити-шоу: коммуникативные стратегии и тактики: Дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург. 2008. 183 с.

Морева А. Н. Типология речевых масок в жанре литературной рецензии (на материале «Литературной газеты») // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 1-1. С. 442–447.

Чибук А. В. Средства выражения авторской модальности в публицистических текстах (на материале СМИ Германии) // Вестн. Военного ун-та. 2010. № 4 (24). С. 128–133.