Название: Визуализация стереотипов о России в современном интернет-пространстве
Автор: Орлова Олеся Геннадьевна
Организация: Новосибирский государственный университет
Рубрика: Дискурс СМИ
Для цитирования: Орлова О. Г. Визуализация стереотипов о России в современном интернет-пространстве // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 6. С. 118–129.
Orlova O. G. Internet visualization of the "Russia" stereotypes. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2016, vol. 15, no. 6: Journalism, p. 118–129. (in Russ.)
УДК: 811.111'42:32
Аннотация: Рассматриваются способы визуализации стереотипов о России в современном интернет-пространстве. Даются определения понятиям визуализации, интернет-пространства, стереотипа, определяется взаимосвязь таких исследовательских единиц, как концепт, фрейм, дискурс, стереотип. Способы визуализации стереотипов по техническому признаку, т. е. по признаку физических свойств носителя информации, делятся на следующие: произведения изобразительного искусства, рисунок, карикатура, коллаж, цветовые решения, фотография. Стереотипное знание незрительного характера выражается при помощи индексальных или риторических знаков. Визуализация является верификацией идеологических смыслов, выраженных в языке, тексте, дискурсе. Делается вывод о том, что вербальный дискурс может быть визуализирован и при этом он также демонстрирует свойства связности, повторяемости и непрерывности.
Ключевые слова: визуализация, стереотип, медиапространство, интернет-пространство, дискурс.
Список литературы
Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
Зубарева М. А. Роль визуального мышления в образовательном процессе на современном этапе // Проблемы безопасности российского общества. 2013. № 2–3. С. 131–142.
Малькина А. П. Визуализация как способ понимания иноязычного текста по специальности в обучении иностранному языку (неязыковой вуз) // Вестник ТГУ. 2008. Вып. 2 (58). С. 239–245.
Ним Е. Г. Медиапространство: основные направления исследований // Бизнес. Общество. Власть. 2013. № 14. С. 31–41. URL: http://www.hse.ru/mag/27364712/2013-- 14/83292427.html
Овчинникова Р. Ю. Способы визуализации современной массовой культуры // Омские социально-гуманитарные чтения 2011: Материалы IV Межрегион. науч.-практ. конф. / Под ред. Л. А. Кудринской, В. О. Бернацкого, М. Т. Когут, Е. Г. Ефремова, Л. К. Кондратюковой, Н. Н. Ляликовой. Омск, 2011. С. 148– 151.
Орлова О. Г. Стереотипы о России и русских: Моногр. / Под. ред. М. В. Пименовой. Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 2011. 154 с.
Поис А. Визуализация. М.: Присцельс, 1998. 272 с.
Рахматуллин Р. Ю. Визуализация как способ трансформации и развития научного знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (53). Ч. 2. С. 163–165.
Рябцева Э. Г. Визуализация информации в семиотически осложненном тексте // Общетеоретические и типологические проблемы языкознания: Сб. науч. ст. / Отв. ред. У. М. Трофимова. Бийск: Алт. гос. акад. образования им. В. М. Шукшина, 2014. С. 155– 161.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию: Моногр. / Пер. с ит. В. Резняк, А. Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2004. 544 с.