Название: Глобальный исламский правовой дискурс и мусульманин-мигрант

Автор: Додхудоева Лола Назаровна

Организация: Фонд письменного наследия АН Республики Таджикистан, ул. Хади-заде, 35, Душанбе, 734025, Таджикистан

Рубрика: Дискуссии

Для цитирования: Додхудоева Л. Н. Глобальный исламский правовой дискурс и мусульманин-мигрант // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16, № 10: Востоковедение. С. 95–100. DOI 10.25205/1818-7919-2017-16-10-95-100.

Dodkhudoeva L. N. Global Islamic legal discourse and a Muslim migrant. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2017, vol. 16, no. 10: Oriental Studies, p. 95–100. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2017-16-10-95-100

DOI: 10.25205/1818-7919-2017-16-10-95-100  

УДК: 23.00.04

Аннотация: В статье анализируются попытки мусульманских правоведов двух наиболее влиятельных течений суннизма («ал-Васатийа» и «ас-Салафийа») сформировать отношение мусульманских мигрантов и представителей мусульманских меньшинств к новой социальной действительности в принимающих их немусульманских государствах. Правоведы обоих направлений выстраивают свои позиции на положениях Корана и хадисов, однако их подходы к формированию социоправовых норм на этой основе значительно разнятся. Если представители «ас-Салафийи» ратуют за буквальное отношение к священным нарративам, то «ал-Васатийа» отстаивают их контекстуальное восприятие. Первые ввели в социальную практику средневековую концепцию приверженности идеалам раннего ислама и отказа от измененных правовых норм (вала ва-л-бара), вторые разработали фикх мусульманского меньшинства для облегчения жизни мусульман в условиях секулярного конституционализма.

Ключевые слова: ал-Васатийа, ас-Салафийа, вала ва-л-бара, шариат, правосознание

Список литературы

Додхудоева Л. Н. К эволюции социально-политического вокабуляра ислама второй половины XIX – начала XXI в.: концепт «Дар ал-ислам» // Власть. 2016. № 7. С. 199–205.

Сюкияйнен Л. Р. Умеренность как стратегия современного ислама // Независимая газета. 01.03.2006.

Alshech E. The Doctrinal Crisis within the Salafi-Jihadi Ranks and the Emergence of Neo-Takfirism. A Historical and Doctrinal Analysis // Islamic law and Society. 2014. Vol. 21. P. 419–452.

Al-Alwani T. J. Towards a Fiqh for Minorities.Some Basic Reflections. London, 2013. 68 p.

Al-Alwani Z. Maqasid Quraniya: A Methodology on Evaluating Modern Challenges and Fiqh alAqalliyat // Muslim World. 2014. Vol. 104. № 4. P. 465–487.

Gräf B. The Concept of Wasat˙iyya in the Work of Yusuf al-Qaraḍāwī // The Global Mufti: the Phenomenon of Yusuf al-Qaradawi. London, 2009. P. 213–238.

Laoust H. Contribution à une étude de la méthodologie canonique de Taki-d-Din Ahmad b. Taimiya : Traduction annotée 1 du Maarig al-wusul ila marifat anna usul ad-din wa furuahu kad bayyanaha arrasul et 2 d'Al-Kiyas fi-s-sar al-islami. Caire, 1939. 214 p. (на фр. яз.)

Lauzière H. The Making of Salafism: Islamic Reform in the Twentieth century. New York, 2016. 328 p.

March A.F. Islamic Foundations for a Social Contract in non-Muslim Liberal Democraties // American Social Science Review. May 2007. Vol. 101. № 2. Р. 235–252.

Ryad U. Islamic Reformism and Christianity: A Critical Reading of the Works of Muhammad Rashid Rida and His Associates (1898–1935)]. London; Boston, 2009. 390p.

Salvatore A. Qaradawi’s Maslaha: From Ideologue of the Islamic Awaking to Sponsor og Transnational Public Islam // The Global Mufti: the phenomenon of Yusuf al-Qaradawi… London, 2009. P. 239–250.

Schmidinger T. Islam, Migration, and the Muslim Communities in Europe: History, Legal Framework, and Organizations // Looming Shadows: Migration and Integration at a time of Upheaval. European and American perspectives. Washington, 2012. P. 99–122.

Shavit U. Can Muslims befriend Non-Muslims? Debating al-wala’ wa-al-bara’ (Loyalty and Disavowal) in Theory and Practice // Islam and Christian-Muslim Relations, 2014. Vol. 25. № 1. P. 67–88.

Shavit U. The Wasati and Salafi Approaches to the Religious Law of the Muslim minorities // Islamic Law and Society. 2012. Vol. 19. P. 416–457.

Shavit U., Andresen S. Can Western Muslims Be De-radicalized? // Middle East Quarterly. 5 October. 2016.

Wagemakers J. The Transformation of a Radical Concept: al-wala’ wa-l-bara’ in the Ideology of Abu Muhammad al-Maqdisi // Global Salafism: Islam’s New Religious Movement. New York, 2009. P. 81–106.

Warren D.H., Gilmore Ch. One Nation under God? Yusuf al-Qaradawi’s Changing Fiqh of citizenship in the light of the Islamic legal tradition // Contemporary Islam. 2014. Vol. 8. P. 217– 237.

Yasushi K. Al-Manar Revisited: the “Lighthouse” of the Islamic Revival // Intellectuals in the Modern Islamic World. Transmission, Transformation, Communication. New York, 2006. P. 3–40.