Название: Псы бога грома (еще раз о значении каменных собак Лэйчжоу, Китай)
Автор: Комиссаров Сергей Александрович, Кудинова Мария Андреевна
Организация: Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия;
Институт археологии и этнографии СО РАН, ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия;
Пекинский университет, пр. Ихэюань, 5, р-н Хайдянь, Пекин, 100080, Китай
Рубрика: Археология Азии и Африки
Для цитирования: Комиссаров С. А., Кудинова М. А. Псы бога грома (еще раз о значении каменных собак Лэйчжоу, Китай) // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16, № 10: Востоковедение. С. 25–31. DOI 10.25205/1818-7919-2017-16-10-25-31
Komissarov S. A., Kudinova M. A. The hounds of the God of thunder (once again about the meaning of stone dogs` sculptures in Leizhou, China). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2017, vol. 16, no. 10: Oriental Studies, p. 25–31. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2017-16-10-25-31
DOI: 10.25205/1818-7919-2017-16-10-25-31
УДК: 291.212.4:73(=581)
Аннотация: В статье представлена краткая характеристика новых данных по уникальному культурному феномену Южного Китая - скульптурам каменных собак, сосредоточенных в основном на п-ове Лэйчжоу (пров. Гуандун). Показана взаимосвязь этих изображений с тотемическими мифами некитайских народов (яо, шэ и др.): о пятицветном псе Паньху, с одной стороны, и Богом грома Лэй-гуном, с другой. Вероятно, в древности оба эти образы были объединены в единую мифологическую систему. Собака мыслилась как ближайший помощник (если не алломорф) Бога грома, считалось, что она может управлять погодой. Поэтому ее каменное изображение использовалось в местных ритуалах по вызыванию дождя. В качестве тотемного предка собака также отвечала за рождение потомства, особенно мужского пола (продолжателей рода). В заключении авторы намечают пути дальнейшего исследования и подчеркивают необходимость использования мультидисциплинарного подхода для изучения такого сложного источника, каковым являются лэйчжоуские каменные статуи.
Ключевые слова: мифы Южного Китая, Бог грома, каменные собаки, тотемизм, Лэйчжоу.
Список литературы
Кравцова М. Е. У сэ // Духовная культура Китая: энцикл. М.: Вост. лит., 2007. Т. 2: Мифология. Религия. С. 627–629.
Кудинова М. А. Ритуально-мифологическая семантика каменных изваяний собак в традиционной культуре юга Китая (на материалах полуострова Лэйчжоу) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2014. Т. 13, вып. 4: Востоковедение. С. 60–69.
Рифтин Б. Л. Китайская мифология // Мифы народов мира: энцикл. М.: Сов. энцикл., 1980. Т. 1. С. 652–662.
Симић Б. Компаративна анализа пословица о животињама у кинеском и српском језику (на примеру пословица о псу) // Модерна Кина и њена традиција. Београд: Филолошки факултет у Београду, 2009. С. 276–295. (на серб. яз.)
Ульянов М. Ю. Сообщения о культах, магии, магических и мантических практиках в провинции Гуанси в эпоху Южная Сун в труде Чжоу Цюйфэя «Лин вай дай да» («За хребтами. Вместо ответов») // Религиозный мир Китая. М.: Муравей, 2003. С. 137–164.
Чеснов Я. В. Историческая этнография стран Индокитая. М.: Наука, 1976. 298 с.
Юань Кэ. Мифы древнего Китая / Пер. с кит.; под ред. Б. Л. Рифтина: Изд-е 2-е., испр. и доп. М.: ГРВЛ, 1987. 527 с.
Kudinova M. A., Komissarov S. A. Stone Sculptures of Dogs in South China: Origin and Semantics // Second Conference of the European Association for Asian Art and Archaeology: Program and Abstracts / University of Zurich, Switzerland. Zurich, 2017. P. 74.
Zheng Shanshan. Religion diversity and patrimonialization: A case study of the Nianli Festival in Leizhou Peninsula, China // Approaching Religion. 2017. Vol. 7, no. 1. P. 21–31.
Zhou R. Stone dogs of Leizhou Peninsula // China Daily. 22.06.2012. P. 6.
Лю Лань, Ли Сюнфэй. Лунь лэйчжоу шигоу чунбай бяньи юй миньцзу гэцзюйчжи гуаньси // Лэйчжоу баньдаодэ лэй вэньхуа [刘岚、李雄飞。论雷州石狗崇拜变迁与民族格局之关系 // 雷 州半岛的雷文化]. Об изменениях в культе лэйчжоуских каменных собак в связи с этнической картиной // Громовая [лэйская] культура п-ова Лэйчжоу. Пекин: Чжунго вэньши чубаньшэ, 2011. С. 348–354. (на кит. яз.)
Му Е. Тань Лэйчжоу дицюй шигоу чунбай миньсу [牧野。谈雷州地区石狗崇拜民俗 // 广东史志:视窗]. О народных обычаях, связанных с почитанием каменных собак в районе Лэйчжоу // Гуандун шичжи: шичуан. 2008. № 2. С. 73–77. (на кит. яз.)
Няньлуньдэ цзии: Цзеду шэнсяо вэньхуа. Сюй гоу [年轮的记忆:解读生肖文化。戌狗 // 舒大丰主编]. Память годовых колец: разъяснение культуры зодиакального цикла. Собака / Гл. ред. Шу Дафэн. Наньчан: Байхуачжоу вэньи чубаньшэ, 2006. 152 с. (на кит. яз.)
Цзюй Юньхэ. Лэйчжоу шигоу дяокэдэ вэньхуа тэчжи юй цзаосин фанфа // Лэйчжоу баньдаодэ лэй вэньхуа [巨云和。雷州石狗雕刻的文化特质与造型方法 // 雷州半岛的雷文化]. Культурные качества и способы формовки резных скульптур лэйчжоуских каменных собак // Громовая [лэйская] культура п-ова Лэйчжоу. Пекин: Чжунго вэньши чубаньшэ, 2011. С. 261–268. (на кит. яз.)
Цю Чжэньшэн. Чжуанцзу тутэн као [丘振声。壮族图腾考]. Исследование тотемизма у чжуанов. Наньнин: Гуанси цзяоюй чубаньшэ, 1996. 450 с. (на кит. яз.)
Чэнь Бо. Лэйчжоу паньдаодэ шигоу дяокэ ишу // Лэйчжоу баньдаодэ лэй вэньхуа [陈波。 雷州半岛的石狗雕刻艺术 // 雷州半岛的雷文化]. Искусство резной скульптуры каменных собак п-ова Лэйчжоу // Громовая [лэйская] культура п-ова Лэйчжоу. Пекин: Чжунго вэньши чубаньшэ, 2011. С. 269–273. (на кит. яз.)
Чэнь Чжицзянь. Лэйчжоу шигоу вэньхуа чутань // Лэйчжоу баньдаодэ лэй вэньхуа [陈志 坚。雷州石狗文化初探 // 雷州半岛的雷文化]. Начальная дискуссия о культуре лэйчжоуских каменных собак // Громовая [лэйская] культура п-ова Лэйчжоу. Пекин: Чжунго вэньши чубаньшэ, 2011. С. 252–260. (на кит. яз.)