Название: Женщины-воины у народов Сибири и Центральной Азии в Древности и Средние века

Автор: Худяков Юлий Сергеевич

Организация: Институт археологии и этнографии СО РАН; Новосибирский государственный университет

Рубрика: Археология и антропология Евразии

Для цитирования: Худяков Ю. С. Женщины-воины у народов Сибири и Центральной Азии в Древности и Средние века // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16, № 3: Археология и этнография. С. 80–88.

УДК: 903.27

Аннотация: Анализируются исторические и фольклорные сведения, изобразительные и археологические источники, свидетельствующие об эпизодическом участии женщин некоторых древних и средневековых народов региона в военных действиях. Приводятся данные о том, что женщины возглавляли отдельные племена Средней Азии. Исследуются сведения исторических источников об использовании древними воительницами разных видов оружия, в том числе луков и стрел, боевых топоров, шлемов, защитных поясов и щитов. Изучаются изображения женщин с оружием на настенной живописи средневекового согдийского городища Пенджикент, являющиеся иллюстрациями к средневековой персидской эпической поэме. Рассматриваются описания образов воинственных женщин из героических эпосов тюркских и монгольских народов Центральной Азии. Приводятся факты присутствия предметов вооружения в составе сопроводительного инвентаря женских захоронений савроматов и сарматов в Северном Причерноморье. Исследуются статуя из памятника Туура-Суу на Тянь-Шане, где изображен чело-век в мужской одежде с длинными волосами, без усов, с подвешенной к поясу саблей, захоронения женщин с оружием в кургане пазырыкской культуры в Горном Алтае и погребении позднего Средневековья в Минусинской котловине. Материалы археологических памятников служат важным дополнением к сообщениям исторических и фольклорных источников, свидетельствующих о том, что женщины в редких случаях принимали участие в военной деятельности в Центрально-Азиатском историко-культурном регионе.

Ключевые слова: Центральная Азия, Сибирь, древние и средневековые народы, женщины, военное дело, вооружение.

Список литературы

Асанканов А. Кыргызы Синьцзяна (КНР). Бишкек: Бийитик, 2010. 492 с.

Беленицкий А. М. Монументальное искусство Пенджикента. Живопись. Скульптура. М.: Искусство, 1973. 67 с.

Гундогдыев О. Рыцари Азии. Военное искусство и оружие туркмен (с древнейших времен до начала XX века). Ашхабад: Туркменская гос. изд. cлужба, 2011. 528 с.

Даркевич В. П. Ковш из Хазарии и тюркский героический эпос // КСИА. М.: Наука, 1974. Вып. 140. С. 28–32.

Ермоленко Л. Н. Средневековые каменные изваяния казахстанских степей (типология, семантика в аспекте военной идеологии и традиционного мировоззрения). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2004. 132 с.

Иванов С. В. Элементы защитного вооружения в шаманской одежде народов Западной и Южной Сибири // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск: Наука, 1987. С. 136–245.

Ивик О. Женщины-воины: от амазонок до куноити. М.: Изд-во «Ломоносов», 2011. 212 с.

Кенин-Лопсон М. Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Конец XIX – начало XX в. Новосибирск: Наука, 1987. 164 с.

Короглы Х. Огузский эпос (сравнительный анализ) // Типология народного эпоса. М.: Наука, 1975. С. 64–91.

Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М.: Наука, 1984. 263 с.

Липец Р. С. Модификация образа женщины-воительницы в тюрко-монгольском эпосе // Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. С. 90–101.

Маадай-Кара. М.: Наука, 1973. 476 с.

Майногашева В. Е. Хакасская и тувинская версии эпоса о Похта-Кирисе (БоктуКирише) // Типология народного эпоса. М.: Наука, 1975. С. 82–91.

Манас. Киргизский героический эпос. М.: Наука, 1988. Кн. 2. 688 с.

Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. М.: Наука, 1984. 309 с.

Полосьмак Н. В. «Стерегущие золото грифы» (ак-алахинские курганы). Новосибирск: Наука, 1994. 125 с.

Полосьмак Н. В. Всадники Укока. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2001. 336 с.

Пухов И. В. Алтайский народный героический эпос // Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. М.: Наука, 1973. С. 8–60.

Пухов И. В. Героический эпос тюркских и монгольских народов Сибири. Общность, сходства, различия // Типология народного эпоса. М.: Наука, 1975. C. 12–63.

Соловьев А. И. Оружие и доспехи. Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. Новосибирск: ИНФОЛИОпресс, 2003. 224 с.

Толстова Л. С. Отголоски массагето-аланского субстрата в фольклоре тюркоязычных народов Хорезмского оазиса // Этнография и археология Средней Азии. М.: Наука, 1979. С. 154–158.

Худяков Ю. С., Карпекина М. В. Реконструкция шаманского костюма из могильника Ортызы-Оба // Проблемы реконструкции в этнографии. Новосибирск, 1984. С. 94–104.

Худяков Ю. С., Скобелев С. Г. Позднесредневековое шаманское погребение в могильнике Ортызы Оба // Этнография народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984. С. 105–119.

Чекалов Д. Амазонки. Истоки феминизма. М.: Эксмо, 2009. 320 с.