Название: Геймифицированные практики современных СМИ

Автор: Басова Мария Владимировна, Беленко Виктория Евгеньевна

Организация: Новосибирский государственный университет

Рубрика: Теория и практика массовой коммуникации

Для цитирования: Басова М. В., Беленко В. Е. Геймифицированные практики современных СМИ // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16, № 6: Журналистика. С. 41–52.

Basova M. V., Belenko V. E. Gamified practices of contemporary media. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2017, vol. 16, no. 6: Journalism, p. 41–52. (in Russ.)

УДК: 316.774, 775, 776

Аннотация: Рассматривается ряд зарубежных, российских и региональных геймифицированных проектов и их классификации. На основании анализа крупных зарубежных проектов предложена собственная их типология по разным основаниям. В работе показано, что геймификация в российском варианте - это инструмент удержания внимания аудитории на сайте, но пока вряд ли что-то более серьезное. Основные игровые практики российских СМИ - это тесты. В местных СМИ - это также тесты, причем их пока немного. Они не делают страницу более посещаемой, а среднее количество их репостов в пределах полусотни. Большинство тестов российских медиа уводит читателя от социально-политических в развлекательные контексты. Интервью с региональными создателями тестов выявили обоснования редакций для внедрения геймифицированных практик. В зависимости от целей было предложено разделение российских геймифицированных проектов: а) встраивание игровых элементов в контент, эксплуатирующее желание предстать перед френдами в выгодном свете; б) средство вторичной социализации взрослых; в) собственно геймификация, встраиваемая в трудный и скучный процесс. Показано, что первые значительно превалируют.

Ключевые слова: геймифицированные проекты, геймификация, геймифицированные элементы, практики, тесты, игры.

Список литературы

Бурлаченко А. В. Почему геймификация работает, и три основных правила мотивации? // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 23. С. 36–40.

Валуев О. С. Детство надо отпускать. Психология метаобразования человека в медийном мире // Наука и образование: современные тренды. 2015. № 10. С. 196–205.

Волкова И. И. К вопросу о функциональности игры и игровых коммуникаций в современных медиа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12. С. 41–45.

Григорьева Л. Ю. Практики игроификации в масс-медиа: сопряженность персонального и имперсонального // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 4. С. 92–102.

Иванько А. Ф., Козлова Л. В. Геймификация СМИ: новостные игры // Вестн. МГУП им. Ивана Федорова. 2016. № 1. С. 53–55.

Йеспер Ю. Рассказывают ли игры истории? Краткая заметка об играх и нарративах // Логос. 2015. Т. 25, № 1 (103). С. 61–78.

Олешко В. Ф. Журналистика как творчество: Учеб. пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста». М.: РИП-холдинг, 2003. 356 с.

Орлова О. В., Титова В. Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестн. ТГПУ. 2015. № 9 (162). С. 60–64.

Попов А. Маркетинговые игры. Развлекай и властвуй: книга по интерактивному маркетингу. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. 320 с.

Пуля В. Геймификация СМИ: новости, в которые играют люди // Журналист. 2015. № 3.

Салин А. К критике проекта геймификации // Логос. 2015. Т. 25, № 6. С. 100–129.

Титова В. Н. Геймификация в медиа: признаки геймифицированного продукта // Журналистский ежегодник. 2015. № 4. С. 170–173.

Burke B. Gamification 2020: What Is the Future of Gamification? // Gartner Symposium ITxpo. Centre Convencions Internacional Barcelona. Barcelona, Spain, 2012. Р. 1–6.

Conill R. F., Karlsson M. The gamification of journalism // Emerging research and trends in gamification / H. Gangadharbatla, D. Z. Davis. Hershey, PA: Information Science Reference, 2016. 455 p.

Deterding S., Nacke L., Khaled R., Dixon D. Gamification Workshop Proceedings // Conference on Human Factors in Computing Systems. 2011. URL: https://www.researchgate.net/publication/273947177_Gamification_Toward_a_definition

Ferrara J. Games for Persuasion: Argumentation, Procedurality, and the Lie of Gamification // SAGE Games and Culture. 2013. № 8.P. 289–304.

Hamari J., Koivisto J., Sarsa H. Does Gamification Work? – A Literature Review of Empirical Studies on Gamification // The materials of 47th Hawaii International Conference on System Science. 2014. P. 3025–3034.

Starr P. «Goodbye to the Age of Newspapers (Hello to a New Era of Corruption)»: Why American politics and society are about to be changed for the worse // The New Republic. 2009. March 4.

Shaker L. Dead Newspapers and Citizens’ Civic Engagement // Political Communication. 2014. Jan. 30. Paper 17.