Название: К вопросу о методике описания крашеных наскальных изображений (по материалам Минусинской котловины)

Автор: Благун Юлия Юрьевна, Зоткина Лидия Викторовна

Организация: Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия;

Институт археологии и этнографии СО РАН, ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия

Рубрика: История и теория науки, новые методы исследования

Для цитирования: Благун Ю. Ю., Зоткина Л. В. К вопросу о методике описания крашеных изображений (по материалам Минусинской котловины) // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16, № 7: Археология и этнография. С. 39–49. DOI 10.25205/1818-7919-2017-16-7-39-49

Blagun Yu. Yu., Zotkina L. V. On methods for describing monochrome painting images (based on rock art sites in Minusinsk basin). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2017, vol. 16, no. 7: Archaeology and Ethnography, p. 39–49. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2017-16-7-39-49

DOI: 10.25205/1818-7919-2017-16-7-39-49 

УДК: 903.7.031

Аннотация: Рассмотрены наскальные изображения из Минусинской котловины, выполненные в технике монохромной живописи. На основе анализа научной литературы, экспериментальных данных и материалов полевых работ 2016-2017 гг. была разработана стандартизированная схема для характеристики росписей. Она апробирована на материалах местонахождений наскального искусства Большой Лог, Бугаев Лог, Суханиха I, Шалаболино и Кавказская Писаница I-IV. Отработана методика поиска и фиксации крашеных изображений. Использование увеличительных оптических приборов позволило обнаружить частицы красящих веществ на скальной поверхности, применение фототехники с макрообъективом и макрокольцами - их зафиксировать. Описание рисунков по одним критериям демонстрирует возможности применения предлагаемых стандартов для характеристики комплексов с монохромной живописью и последующих сопоставлений крашеных изображений. На основе этих сопоставлений могут формироваться представления о способе выполнения изображений носителями различных археологических культур Минусинской котловины.

Ключевые слова: Минусинская котловина, наскальное искусство, росписи, крашеные изображения, пигмент, документирование, описание рисунков.

Список литературы

Бадер О. Н. Капова пещера. Палеолитическая живопись. М.: Наука, 1965. 34 с.

Гиря Е. Ю., Дэвлет Е. Г. Об исследовании техники изображений на скалах // Проблемы истории, филологии, культуры. Магнитогорск, 2012. Вып. 1 (35). С. 158–178.

Дэвлет Е. Г. Росписи на скалах: состав пигментов и цветовая палитра // Первобытная археология: Человек и искусство. Новосибирск, 2002а. С. 134–140.

Дэвлет Е. Г. Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. М.: Научный мир, 2002б. 253 с.

Дэвлет Е. Г., Пахунов А. С., Житенев В. С., Зоткина Л. В., Грешников Э. А. Вопросы междисциплинарных исследований технологических особенностей и состояния сохранности объектов изобразительной деятельности // Мультидисциплинарные методы в археологии: новейшие итоги и перспективы. Материалы международного симпозиума
«Мультидисциплинарные методы в археологии: новейшие итоги и перспективы» (22–26 июня 2015 г., г. Новосибирск). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. С. 44–59.

Кубарев В. Д. Древние росписи Каракола.Новосибирск: Наука, 1988. 172 с.

Кубарев В. Д., Маточкин Е. П. Петроглифы Алтая. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1992. 123 с.

Миклашевич Е. А. К изучению техники нанесения изображений Томской писаницы // Историко-культурное наследие Кузбасса: актуальные проблемы изучения и охраны памятников археологии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. С. 132–155.

Миклашевич Е. А. Наскальные изображения в Гроте Проскурякова (Хакасия) // КСИА. 2014. Вып. 232. С. 32–42.

Миклашевич Е. А. Комплекс памятников наскального искусства Оглахты: информационный потенциал и перспективы исследования // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2015. Вып. 1 (9). С. 54–77.

Молодин В. И. Еще раз о датировке Турочакских писаниц (некоторые проблемы хронологии и культурной принадлежности петроглифов Южной Сибири) // Культура древних народов Южной Сибири. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1993. С. 4–25.

Окладников А. П. Центральноазиатский очаг первобытного искусства: Пещерные росписи Хойт-Цэнкер Агуй (Сэнгри-Агуй), Западная Монголия. Новосибирск: Наука, 1972. 76 с.

Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы бассейна реки Алдан. Новосибирск: Наука, 1979. 152 с.

Рогожинский А. Е., Хорош Е. Х., Чарлина Л. Ф. О стандарте документации памятников наскального искусства Центральной Азии // Памятники наскального искусства Центральной Азии. Общественное участие, менеджмент, консервация, документация. Алматы: НИПИПМК МК РК, 2004. С. 156–161.

Шер. Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, 1980. 327 с. Шер Я. А. Первобытное искусство: Учеб. пособие / Кем. гос. ун-т. Кемерово, 2011. 436 с.