Название: Пространственные ориентиры в профанном и сакральном мироустройстве у рыбаков и охотников Нижнего Приамурья
Автор: Мальцева Ольга Владимировна
Организация: Институт археологии и этнографии СО РАН, пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
Рубрика: Этнография народов Евразии
Для цитирования: Мальцева О. В. Пространственные ориентиры в профанном и сакральном мироустройстве у рыбаков и охотников Нижнего Приамурья // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16, № 7: Археология и этнография. С. 167–177. DOI 10.25205/1818-7919-2017-16-7-167-177
Maltseva O. V. Spatial orientation in the secular and sacred world for fishermen and hunters of the Lower Amur territory. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2017, vol. 16, no. 7: Archaeology and Ethnography, p. 167–177. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2017-16-7-167-177
DOI: 10.25205/1818-7919-2017-16-7-167-177
УДК: 397
Аннотация: В природном окружении промысловика горы, реки, рощи выступают не только маркерами «своей земли», но и главными ориентирами на местности. До начала XX в. в статичной модели мира коренного амурского населения через планировку жилья, организацию поселения воспроизводились важные ориентиры, которые дублировались в мифопоэтическом, сакральном пространстве. В «таежно-речном» разделении жилого пространства проявился принцип бинарности и отразилась хозяйственная ориентация. В сакральной сфере природные ориентиры (право-лево, по сторонам света) приобрели символический окрас, выражали определенные аспекты человеческой деятельности. В земных реалиях центр, ось Вселенной воплотились в мировом, родовом древе, устье реки; «верх» был представлен многослойным небом, где живут покровители звезд и городов. Локусами сакрального мира в земной топографии стали свайные бревенчатые хозяйственные постройки в жилом пространстве как звенья иррационального мира, природные площадки, на которых совершались ритуальные действа. Все природное окружение было маркировано, разделено на участки с негативными или позитивными по отношению к человеку силами. С приходом советской власти последовало переформатирование бытового и священного пространства. Промышленные разработки, невостребованность охотничьего занятия девальвировали понятие «дорога» и привели к ослаблению практики распознания местности. С переоформлением сакральной зоны в символическое пространство ориентиры верх, низ, право, лево, запад, восток, север, юг также выпали из ритуально-обрядового поля.
Ключевые слова: Нижнее Приамурье, рыбак, охотник, профанное и сакральное пространство, ориентация, дорога, тайга, река.
Список литературы
Аппадураи А. Ставя иерархию на место // ЭО. 2000. № 3. С. 8–14.
Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука, 1999. 350 c.
Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
Василевич Г. М. Древние представления эвенков и рисунки карт // Изв. ВГО. 1963. Т. 95. С. 306–320.
Головнев А. В. Антропология движения. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2009. 496 с.
Деревянко Е. И. Племена Приамурья: I тысячелетие н. э. Очерки этнической истории и культуры. Новосибирск: Наука, 1981. 336 с.
Деревянко Е. И. Древние жилища Приамурья. Новосибирск: Наука, 1991. 158 с.
Золотарев А. М. Родовой строй и религия ульчей. Хабаровск: Дальгиз, 1939. 205 с. История и культура нанайцев. СПб.: Наука, 2003. 328 с.
Казакевич О. А. Селькупская дорога (пространственная ориентация в фольклоре северных селькупов) // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 322–329.
Калуцков В. Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения. М.: Изд-во МГУ, 2000. 96 с.
Козьминский И. И. Отчет об исследовании материальной культуры и верования гаринских гольдов // Гарино-Амгунская экспедиция 1926 г. Л.: б. и., 1929. С. 25–48.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Вост. лит, 1985. 536 с.
Липский А. Вводная статья // Туземный съезд ДВО, 1-й (протоколы съезда). Хабаровск, 1925. С. 5–52.
Лич Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М.: Вост. лит., 2001. 142 с.
Лопатин И. А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Владивосток: б. и., 1922. 371 с.
Мальцева О. В. Горинские нанайцы: система природопользования. Традиции и новации (XIX – начало XXI века). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. 184 с.
Мальцева О. В. Таежная и водная стихии в сакральной практике рыболовов Амура // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 7: Археология и этнография С. 178–187.
Мельникова Т. В. Путешествие в Маньчжурию на «Халико» (о поездках нанайцев и ульчей в Маньчжурию в конце XIX – начале XX века) // Дальний Восток России – северо-восток Китая: исторический опыт взаимодействия. Хабаровск: Дальнаука, 1988. С. 38–42.
Нанайский фольклор. Нингман, сиохор, тэлунгу / Сост. Н. Б. Киле. Новосибирск: Наука, 1996. 478 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока)
Оненко С. Н. Нанайско-русский словарь. М.: Русский язык, 1980. 552 с.
Переверзева (Мальцева) О. В. Мифопоэтическое пространство нанайцев долины реки Девятки в XIX–XX веках // Археология, этнография и антропология Евразии. 2005. № 1 (21). С. 97-111.
Подосинов А. В. Ex oriente lux! Ориентация по сторонам света в архаических культурах Евразии. М.: Языки русской культуры, 1999. 720 с.
Самар Е. Д. Под сенью родового древа. Хабаровск: Хабаровск. кн. изд-во, 2003. 211 с.
Сасаки C. Сантан Коэки – торговля народов Нижнего Амура и Сахалина в XVIII и XIX веках // Б. О. Пилсудский – исследователь народов Сахалина: Материалы междунар. науч. конф. / Сахалинский обл. краеведческий музей. Южно-Сахалинск, 1992. С. 119–127.
Смоляк А. В. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина. М.: Наука, 1975. 232 с.
Смоляк А. В. Шаман: личность, функции,мировоззрение. М.: Наука, 1991. 280 с.
Содномпилова М. В. Природные и культурные ориентиры жизненного пространства номадов Центральной Азии // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. Иркутск: Оттиск, 2003. Вып. 2. С. 112–128.
Тишков В. Культурный смысл пространства // ЭО. 2004. № 1. С. 14–31.
Топоров В. Н. О понятии места, его внутренних связях, его контексте (значение, смысл, этимология) // Язык культуры: семантика и грамматика. М.: Индрик, 2004. С. 12–107.
Шаньшина Е. В. Традиционные представления о происхождении земли и человека у тунгусоязычных народов юга Дальнего Востока: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Владивосток, 1998. 28 с.
Шимкевич П. П. Материалы для изучения шаманства у гольдов. Хабаровск: Тип. канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1896. 133 с. (Зап.-Приамур. отд. Импер. Рус. Геогр. об-ва. Т. 2. Вып. 1)
Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
Полевые материалы автора
Анги-Вальдо С. Н., 1910 г. р., с. Булава, Ульчский район Хабаровского края (июль 1996 г.)
Бельды А. К., 1941 г. р., с. Найхин, Нанайский район Хабаровского края (август 2011 г.)
Бельды Р. А., 1946 г. р., с. Найхин, Нанайский район Хабаровского края (август 2011 г.)
Гейкер В. Ч., 1925 г. р., с. Лидога, Нанайский район Хабаровского края (сентябрь 2008 г.)
Киле В. М., с. Ачан 1944 г. р., Амурский район Хабаровского края (июнь 2016 г.)
Кимонко М. Г., 1938 г. р., с. Дада, Нанайский р-н Хабаровского края (август 2011 г.)
Мурзина Е. И., 1906 г. р., с. Сикачи-Алян, Хабаровский район Хабаровского края (август 2011 г.)
Одзял Е. П., 1950 г. р., с. Лидога, Нанайский район Хабаровского края (сентябрь 2008 г.)
Одзял У. А., 1950 г. р., с. Лидога, Нанайский район Хабаровского края (сентябрь 2008 г.)