Название: Стратегии квазиноминаций, реализуемые в высказываниях с метапоказателем скажем так
Автор: Байдуж Людмила Максимовна
Организация: Тюменский государственный университет, ул. Володарского, 6, Тюмень, 625003, Россия
Рубрика: Языкознание. Лексическая и грамматическая семантика: к юбилею Н.А. Лукьяновой
Для цитирования: Байдуж Л. М. Стратегии квазиноминаций, реализуемые в высказываниях с метапоказателем скажем так // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16, № 9: Филология. С. 59–64. DOI 10.25205/1818-7919-2017-16-9-59-64
Bayduzh L. M. The quasi-nominations strategies realized in statements with the expression skazhem tak (so to say). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2017, vol. 16, no. 9: Philology, p. 59–64. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2017-16-9-59-64
DOI: 10.25205/1818-7919-2017-16-9-59-64
УДК: 811.161.1 + 81''367.7 + 81''37
Аннотация: Анализируются ситуации употребления метапоказателя скажем так, включаемого в высказывание при желании говорящего обозначить неточность собственной формулировки, т. е. вводящего квазиноминации. Выявляются наиболее распространенные речевые стратегии квазиноминаций: стратегия эвфемизации, стратегия снятия пафосности высказывания, стратегия поиска речевого разнообразия и др. Стратегия эвфемизации связана с использованием этикетной, маскирующей номинации, призванной смягчить предполагаемый отрицательный эффект высказывания от негативных оценок различных объектов, их качеств и свойств. Стратегия снятия ненужной говорящему высокопарности высказывания, пафосности, патетики обусловлена определенными коммуникативными запретами в русской речевой культуре, в которой не принято хвалить самого себя, давать высокие оценки собственной деятельности. Использование непрямой номинации предметов, действий, признаков подчиняется максимам вежливости и политкорректности. Стратегии ухода от стандартности или, напротив, излишней «вольности» в номинации возникают на фоне нарушений узуса - привычного употребления имен по отношению к тем или иным референтам, сочетаемости слов. Делается вывод о том, что спецификой употребления метапоказателя скажем так как средства характеристики языкового оформления высказывания является реализация желания говорящего по той или иной причине дистанцироваться от выбранной им номинации, пометив ее как не единственно возможную, независимо от того, удачным или неудачным представляется ему этот выбор. При этом причины «неточной» номинации, или квазиноминации, - этические, собственно языковые и т. д. - не представлены в тексте в эксплицитном виде в силу абстрактности значения метапоказателя скажем так, а угадываются адреса томисходяиз содержания высказываний.
Ключевые слова: вводные слова, метапоказатель, правила речевого поведения, речевые стратегии, эвфемизм.
Список литературы
Белоусов В. Н., Ковтунова И. И., Кручинина И. Н. и др. Краткая русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой, В. В. Лопатина. М.: Русский язык, 1989. 639 с.
Богданова Н. В. О проекте словаря дискурсивных единиц русской речи (на корпусном материале) // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. По материалам международной конференции «Диалог» (2012). URL: http//www.dialog-21.ru/media/1317/2.pdf
Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: КомКнига, 2006. 288 с.
Ковшова М. Л. Семантика и прагматика эвфемизмов. Краткий тематический словарь современных русских эвфемизмов. М.: Гнозис, 2007. 320 с.
Кустова Г. И. Синтаксис современного русского языка: Курс лекций. М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. 294 с.
Левонтина И. Б. Русский со словарем. М.: Азбуковник, 2010. 335 с.
Москвин В. П. Эвфемизмы в лексической системе современного русского языка. 2-е изд. М.: ЛЕНАНД, 2007. 264 с.
Остроумова О. А., Фрамполь О. Д. Трудности русской пунктуации. Словарь вводных слов, сочетаний и предложений. Опыт словаря-справочника. М.: Изд-во СГУ, 2009. 502 с.
Федосюк М. Ю. Синтаксис современного русского языка: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. 245 с.
Шмелева Т. В. Так сказать и как говорится // Служебные слова. Новосибирск, 1987. С. 125–132.
Шмелева Т. В. Синтаксис // Современный русский язык: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб.: Питер, 2014. 352 с.