Название: «Да хорошо ли мы знаем ту крохотную частичку земли, на которой сами живем?»: учебник по родиноведению М.В.Загоскина (1870 год)
Автор: Матханова Наталья Петровна, Родигина Наталия Николаевна
Организация: Институт истории СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, 630090, Россия;
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, 630126, Россия;
Тобольская комплексная научная станция УрО РАН,ул. Акад. Ю. Осипова, 15, Тобольск, 626152, Россия
Рубрика: Российская история
Для цитирования: Матханова Н. П., Родигина Н. Н. «Да хорошо ли мы знаем ту крохотную частичку земли, на которой сами живем?»: Учебник по родиноведению М. В. Загоскина (1870 год) // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 1: История. С. 29–41. DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-1-29-41
Matkhanova N. P., Rodigina N. N. "Are we familiar with tiny piece of land, that we live on?": motherland studies textbook by M. V. Zagoskin (1870). Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2018, vol. 17, no. 1: History, p. 29–41. (in Russ.) DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-1-29-41
DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-1-29-41
УДК: 908 (470 + 571)
Аннотация: Предпринят дискурсный анализ одного из первых в Российской империи учебников родиноведения, написанного иркутянином М. В. Загоскиным в 1870 г. Раскрыт исторический, мировоззренческий, биографический контекст создания учебника, охарактеризован образ его автора. В качестве источников привлечены тексты учебных пособий второй половины XIX в., эпистолярное и публицистическое наследие областников, разноплановые тексты самого Загоскина. Доказано, что учебник являлся для Загоскина логичным продолжением его педагогической, исследовательской, литературной деятельности и был направлен на формирование регионального патриотизма. В сравнении с другими учебными пособиями второй половины XIX в. данный учебник отличается интегративным характером (содержит сведения из географии, биологии, истории, этнографии, статистики и др.), внятной структурой, стремлением учитывать возрастные особенности учащихся.
Ключевые слова: Учебная литература второй половины XIX в, краеведение, родиноведение, областничество.
Список литературы
Артоболевский Г. В. К истории краеведческих замыслов М. В. Ломоносова // Краеведение. 1926. Т. 3, № 1. С. 45–56.
Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г. «Все разделилось на чужое и наше»: К вопросу о локальном / глобальном в учебнике начальной школы 1900–2000-х гг. // Конструируя детское: филология, история, антропология. М.; СПб., 2011. Вып. 9. С. 150–167.
Барков А. С. О научном краеведении // Барков А. С. Вопросы методики и истории географии. М., 1961. С. 71–75.
Бялый Г. А. В. Г. Короленко. Л.: Худож. лит., 1983. 350 с.
Вессель Н. Х. Местный элемент в обучении // Вессель Н. Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М., 1959. С. 129–162.
Зубарева Н. Н. Педагогическое осмысление необходимости изучения «местного элемента» в рамках общего образования в России во второй половине XIX века // Вестн. Тверского гос. ун-та. Сер. Педагогика и психология. 2014. № 4. С. 245–254.
Иркутский край. Четыре века: История Иркутской губернии (области) XVII–XXI вв. / Гл. ред. Л. М. Дамешек. Иркутск: Востсибкнига, 2012. 800 с.
Историки читают учебники истории. Традиционные и новые концепции учебной̆ литературы. М.: АИРО-XXI, 2002. 323 с.
Келли К. «С чего начинается малая родина?» Родной город в учебном процессе советской и постсоветской начальной школы: конструирование социальной оптики // Учебники детства: Из истории школьной книги VII–XXI вв. М., 2013. С. 196–226.
Козьмин Н. Н. М. В. Загоскин и его значение в истории развития сибирской общественности // Козьмин Н. Н. Очерки прошлого и настоящего Сибири. СПб., 1910. С. 161–229.
Кондратьев Н. И. Михаил Васильевич Загоскин // Загоскин М. В. Магистр. Иркутск, 1981. С. 287–328.
Кто боится учебника истории?: материалы семинара, провед. Волгогр. гос. ун-том и Ин-том Кеннана Междунар. науч. центра им. В. Вильсона при поддержке фонда Ф. Эберта 26 апр. 2012 г. / Под ред. И. И. Куриллы. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. 106 с.
Лескинен М. В. Представления об «Отечестве» и «Родине» в русских учебниках географии последней трети XIX в.: конструирование национальной идентичности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 2010. № 3. С. 40–55.
Лоскутова М. В. С чего начинается родина? Преподавание географии в дореволюционной школе и региональное самосознание (XIX – начало ХХ в.)//Изобретение империи. Языки и практики. М., 2011. С. 223–262.
Любичанковский С. В. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя истории средствами краеведения (из современного опыта работы кафедры истории России Оренбургского государственного педагогического университета) // Современный урок в условиях ФГОС: опыт, проблемы, перспективы. Оренбург, 2017. С. 141–145.
Матханова Н. П. М. В. Загоскин -крестьяновед и мемуарист // Сибиряки: региональное сообщество в историческом и образовательном пространстве. Новосибирск, 2009. С. 28–32.
Пирожков Г. П. Отечество (родино-, отчизно-, крае-) ведение в образовании Российской империи // Изв. Воронежского гос. пед. ун-та. Педагогические науки. 2014. № 1 (262). С. 183–192.
Смокотина Л. И. «Концентрическое родиноведение» как органическая часть культурологических разработок Г. Н. Потанина // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 2008. Вып. 2 (76). С. 30–31.
Учебный текст в советской школе: Сб. ст. / Сост. С. Г. Леонтьева, К. А. Маслинский. СПб.; М.: Ин-т логики, когнитологии и развития личности, 2008. 472 с.
Хлытина О. М. Познавательные модели и методологический инструментарий современных учебников истории // Философия образования. 2011. № 5. С. 151–160.
Чернова А. И. Общественно-просветительная деятельность М. В. Загоскина // Из истории просвещения Восточной Сибири. Иркутск, 1972. С. 95–104.
Чернова А. И. Педагогические взгляды и просветительная деятельность М. В. Загоскина в Восточной Сибири: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Иркутск, 1973. 25 с.
Шиловский М. В. «Сейте разумное, доброе, вечное…»: М. В. Загоскин // Шиловский М. В. Судьбы, связанные с Сибирью. Новосибирск, 2007. С. 91–101.
Юркин Б. М. М. В. Загоскин. Биографический очерк//Вопросы истории Сибири. Иркутск, 1971. С. 107–117.
Список источников
Белов И. Д. Руководство для сельских учителей, с приложением образцовых уроков по русскому языку, родиноведению, отечествоведению, естествоведению, арифметике и чистописанию. СПб.: Печ. В. Головина, 1869. 149 с.
Белоха П. Н. Учебник географии. СПб.: Тип. штаба воен.-учеб. заведений, 1862. 182 с.
Загоскин М. В. Иркутск и Иркутская губерния с очерком прочих губерний и областей Сибири. Иркутск: Тип. Н. Н. Синицына, 1870. 140 с.
Можайский И. П. Учебный курс географии Новгородской губернии (Родиноведение). Новгород: Тип. М. П. Сухова, 1878. 74 с.
Петров К. Краткое описание Олонецкой губернии (родиноведение) Петрозаводск: Губернская тип., 1881. 33 с.
Письма Г. Н. Потанина. Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1988. Т. 2. 344 с.
Потанин Г. Н. Местные учебники // Камско-Волжская газета. 1873. № 98. С. 1–2.
Потанин Г. Н. По поводу введения преподавания родиноведения//Сибирская жизнь (Томск). 1915. № 121. С. 2–3.
Соколов А. А. Город Ростов и его уезд (Опыт пропедевтического курса географии для местных училищ). Ярославль: Тип. губ. земск. управы, 1881. 39 с.
Татаринов П. Очерк Таврической губернии в историко-географическом отношении (учеб. пособие по родиноведению). Симферополь: С. Синани, 1894. 96 с.