Название: Национальные образовательные программы повышения грамотности в США, первая половина 1990-х годов

Автор: Захарова Наталия Владимировна

Организация: Томский государственный университет, пр. Ленина, 36, Томск, 364050, Россия

Рубрика: Всеобщая история

Для цитирования: Захарова Н.В. Национальные образовательные программы повышения грамотности в США, первая половина 1990-х годов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 1. С. 17–28. DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-1-17-28

Zakharova N.V. U.S. national programs to increase literacy in the early 1990s. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2018, vol. 17, no. 1, pp. 17–28. (in Russ.) DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-1-17-28

DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-1-17-28

УДК: 94 (73).092.9 + 37.014.22

Аннотация: Рассматривается влияние государственных образовательных реформ в США в конце ХХ в. на качество образования школьников и повышение грамотности взрослых к началу нового тысячелетия. Автор анализирует законодательные акты «Америка 2000. Образовательная стратегия» 1991 г. и «Цели 2000: Закон об образовании для Америки» 1994 г. и сравнивает их цели. Исследуются меры, которые планировали предпринять для повышения образованности нации, и приводятся примеры их практического применения. Автор использует результаты международных и американских тестирований уровня грамотности школьников и взрослых в 1992-2003 гг. для оценки эффективности реформ 1990-х гг. Исследование показало, что прогресс в отношении повышения грамотности не был достигнут, так как не произошло ожидаемого значительного изменения других образовательных показателей. Сделан вывод о причинах неудачи образовательных реформ 1990-х гг. в США.

Ключевые слова: США, грамотность, реформа образования, «Америка 2000», «Цели 2000», качество образования.

Список литературы

Бокова Т. Н. Влияние реформ на систему образования в США в ХХ в. // Изв. ВГПУ. 2014. № 1 (86). С. 92–96.

Вафина Д. И. Современное состояние и тенденции развития альтернативного образования в США: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2014. 24 с.  

Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социол. исследования. 2007. № 5. C. 140–144.

Грэм П. А. Америка за школьной партой. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. 288 с.

Золотых В. Р. Американские консерваторы и реформирование школьного образования в 1990-е гг. // Вестн. ТГУ. История. 2010. № 3 (11). C. 123–135.

Фрумин И., Грини В., Кэллаган Т., Васильев К., Шлефбейн Э. Оценка качества образования: обзор международных подходов и тенденций. М., 2005. 73 с.

Якубовская Е. Г. Реализация стратегической программы «Америка 2000» в конце 80-х – 90-е гг. XX в.: к проблеме совершенствования системы образования США: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2003. 20 с.

Harrison M. Lessons in School Reform: Recent American Writings on Education // Agenda. 1994. Vol. 1. No. 1. Р. 91–100.

Lemke M., Sen A., Pahlke E., Partelow L., Miller D., Williams T., Kastberg D., Jocelyn L. International Outcomes of Learning in Mathematics Literacy and Problem Solving: PISA 2003 Results From the U.S. Perspective. (NCES 2005–003). Washington: U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics, 2004. P. 14–109. URL: http://nces. ed.gov/pubs2005/2005003.pdf (дата обращения 27.07.2016).

Peterson P. Our Schools and Our Future. Are We Still at Risk? Stanford: Hoover Institution Press, 2003. 378 p.

Stark R. Sociology. 7th ed. Belmont: Wadsworth Publ. Company, 1998. 646 p.

Список источников

America 2000: An Education Strategy. Department of Education. Washington, DC. No. ED/0S91-13. April 18, 1991. 52 р. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED327009.pdf (дата обращения 01.09.2015).