Название: «Донаучный» период в изучении петроглифов Китая

Автор: Комиссаров Серей Александрович 1, 2, Черемисин Дмитрий Владимирович1,2

Организация:
1Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия
2Институт археологии и этнографии СО РАН, пр. акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Рубрика: Археология Китая

Для цитирования:
Комиссаров С. А., Черемисин Д. В. «Донаучный» период в изучении петроглифов Китая // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 10: Востоковедение. С. 30–37. DOI 10.25205/1818-7919-2018-17-10-30-37
Komissarov S. A., Cheremisin D. V. “Prescientific” period of studying petroglyphs in China. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2018, vol. 17, no. 10: Oriental Studies, p. 30–37. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2018-17-10-30-37

DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-10-30-37

УДК: 903.27(510)+7.031.1

Аннотация: В статье представлен самый ранний период в изучении петроглифов Китая, который мы условно обозначили как «донаучный». Первая целенаправленная фиксация наскального искусства происходит в памятниках фольклора, откуда перемещается в письменные произведения: трактаты, летописи и т. п. Делаются первые попытки объяснить происхождение петроглифов - как правило, через известные мифологемы (типа «след великана»). Наиболее заметную роль в рамках этого периода (на этапе Средневековья и Нового времени) играют географические и краеведческие описания. Из их числа следует особо выделить «Канон вод с комментарием» («Шуй цзин чжу»), написанный в начале VI в. Ли Даоюанем. В этом сочинении не только зафиксировано 19 местонахождений с петроглифами с точным описанием и «привязкой» к местности, но и приводятся связанные с ними легенды (если есть), а также сведения о культовом использовании памятников местным населением, которое продолжалось, судя по заметкам-чжи, и в более поздние времена. Таким образом, материалы о наскальном искусстве Китая, полученные во время «донаучного» периода их изучения, представляют ценный источник знаний о роли и месте традиционного искусства в меняющейся картине мира.

Ключевые слова: петроглифы, фольклор, «Шуй цзин чжу», Ли Даоюань, географические описания-чжи

Информация о финансовой поддержке: Исследование проведено в рамках гранта РФФИ, проект 18-09-00557