Название: Подводный мир в традиционном мировоззрении бурят
Автор: Бадмаев Андрей Андреевич
Организация: Институт археологии и этнографии СО РАН, пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия;
Новосибирский государственный университет, пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
Рубрика: Этнография народов Евразии
Для цитирования: Бадмаев А. А. Подводный мир в традиционном мировоззрении бурят // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 3: Археология и этнография. С. 148–155. DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-3-148-155
Badmaev A. A. Underwater world in the traditional buryat worldview. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2018, vol. 17, no. 3: Archaeology and Ethnography, p. 148–155. (in Russ.) DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-3-148-155
DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-3-148-155
УДК: 398.54
Аннотация: По народным воззрениям, вода обладала амбивалентными свойствами - жизни (плодородия) и смерти. В ряде шаманских обрядов у бурят предбайкальских родов выполнялось ритуальное очищение и лечение водой. В мифологии прослеживается иерархия связанных с подводным миром мифических персонажей, возглавляемая Уhан хатами (водными владыками). На основе этого возник культ водных правителей. У прибайкальских бурят он принял форму промыслового культа, что было обусловлено воздействием хозяйственного фактора - развитием у них рыболовства, главным образом, на Байкале. В мировоззрении бурят с рыбой связываются представления о плодородии. Получил распространение мотив оборотничества мифических водных владык и человека в рыбу. В то же время рыба не считалась покровителем людей, она имела промысловое значение, и запрета на ее добычу не было. Основным фактором, оказавшим влияние на отношение бурят Забайкалья к рыбе и изменившим их традиционные представления и обрядность, связываемые с водой и водными правителями, был буддизм. В сравнении с бурятами-буддистами у бурят-шаманистов рыба имела однозначно положительную коннотацию.
Ключевые слова: буряты, мировоззрение, мифы, обряды, символика, вода, мифические персонажи, рыба.
Список литературы
Бурятско-русский словарь / Cост. К. М. Черемисов. М.: Сов. энциклопедия, 1973. 804 с.
Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М.: Наука, 1991. 300 с.
Жамбалова С. Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX–XX вв.). Новосибирск: Наука, 2000. 400 с.
Копылов В. Религиозные верования, семейные обряды и жертвоприношения северобайкальских бурят шаманистов // Труды православных миссий Иркутской епархии. Иркутск, 1886. Т. 4: 1878–1883. С. 550–580.
Митрошкина А. Г. Бурятская антропонимия. Новосибирск: Наука, 1987. 222 с.
Михайлов В. А. Тамги и метки бурят в конце XIX – первой половине XX века. Улан-Удэ: Изд-во ОНЦ «Сибирь», 1993. 68 с.
Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987. 288 с.
Нацов Г. Д. Материалы по истории и культуре бурят / Введ., пер. и примеч. Г. Р. Галдановой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. Ч. 1. 156 с.
Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи, бывшее в 1768–1769 гг. СПб., 1788. Ч. 3, кн. 1. 634 с.
Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1876–1877 гг. по поручению Императорского Русского Географического Общества. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1881. Вып. 2: Материалы этнографические. 181 с.
Хангалов М. Н. Собр. соч. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. Т. 1. 551 с.
Список источников
ЦВРК ИМБТ СО РАН. Фонд Балданжапова (БА). Оп. 1. Д. 20 // Материалы, собранные П. Б. Балданжаповым в Тункинском, Курумканском районе в мае-июне 1962 г. 219 л.
ЦВРК ИМБТ СО РАН. Фонд 26. Оп. 2. Д. 15. Статья Ж. А. Зимина «Рыбный промысел на оз. Аляат и связанные с ним традиции». 15 л.