Название: Особенности оленеводства у народов Саянской горной страны в прошлом и настоящем

Автор: Рассадин Игорь Валентинович

Организация: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, ул. Сахьяновой, 6, Улан-Удэ, 670047, Россия

Рубрика: Этнография народов Евразии

Для цитирования: Рассадин И. В. Особенности оленеводства у народов Саянской горной страны в прошлом и настоящем // Вестн.НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 3: Археология и этнография. С. 136–141. DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-3-136-141

Rassadin I. V. Features of reindeer breeding among the peoples of Sayan mountain country: past and present. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2018, vol. 17, no. 3: Archaeology and Ethnography, p. 136–141. (in Russ.) DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-3-136-141

DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-3-136-141

УДК: 39 (571.1./5)

Аннотация: Статья посвящена материальной культуре тюрко-монгольских народов, проживающих в пределах Саянской горной страны. Процесс их формирования постоянно сопровождался взаимодействием различных этносов и их культур. В научной литературе имеются описания отдельных малочисленных охотничье-оленеводческих народов. Но основательные и всесторонние исследования, включающие, в том числе, сравнительный анализ, крайне редки или отсутствуют вовсе. Поэтому в представляемой работе показано, как в разных географических зонах Саян возникали и развивались различные хозяйственно-культурные типы, причем в условиях одного типа могли формироваться различные этносы. Осваивать обширные территории этим народам помогал домашний северный олень карагасской породы, который использовался как транспорт, оленина шла в пищу, из шкуры изготавливали одежду. Оленеводство у тюрко-монгольских народов горных систем Саян выделяется в самостоятельный саянский тип вьючно-верхового направления и традиционно сочетается с кочевым охотничье-оленеводческим образом жизни в условиях горной тайги.

Ключевые слова: Саяны, оленеводство, вьючно-верховое использование.

Список литературы

Вайнштейн С. И. К вопросу о саянском типе оленеводства и его возникновении // КСИЭ. 1960. Вып. 34. С. 54–60.

Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М.: Вост. лит., 1961. 217 с.

Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М.: Наука, 1972. 314 с.

Василевич П. М., Левин М Г. Типы оленеводства и их происхождение // СЭ. 1951. № 1. С. 63–87.

Керцелли С. В. Карагасский олень и его хозяйственное значение // Северная Азия. 1925. № 3. С. 87–92.

Мельникова Л. В. Тофы: Историко-этнографический очерк. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. 304 с.

Окладников А. П. Звери и знаки Ярминского порога // Звери в камне. Новосибирск: Наука, 1980. С. 96–116.

Петри Б. Э. Оленеводство у карагас. Иркутск, 1927а. 46 с.

Петри Б. Э. Этнографические исследования среди малых народов в Восточных Саянах (Предварительные данные) // Сборник трудов профессоров и преподавателей Иркутского государственного университета. 1927б. Вып. 12. С. 217–226.

Помишин С. Б. О транспортном использовании оленя тофаларами // СЭ. 1971. № 5. С. 128–131.

Рассадин И. В. О характере оленеводства у окинских сойотов // Гуманитарный вектор. 2012. № 4 (32). С. 214–217.

Сергеев М. А. Тофалары // Народы Сибири / Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова. М.; Л., 1956. С. 530–539. (Народы мира: Этнографические очерки / Под общ. ред. С. П. Толстова)

Бадамхатан С. Хөвсгөлийн цаатан ардын аж байдлын тойм [Жизнеописание хубсугульских цаатанов]. Улаанбаатар: ШУАХ, 1962. 66 с.

Бадамхатан С. Хөвсгөлийн дархад ястан [Дархаты – народ Хубсугула]. Улаанбаатар: ШУАХ, 1965. 257 с.

Дулам С. Уйгар-цаатан ардын бөө мөргөл, угсааны зүйн талаарх ажиглалт [Некоторые замечания по шаманству уйгуровцаатанов] // Эрдэм шинжилгээний бичиг [Новые исследования в науке]. Улаанбаатар, 1995. № 5 (113). С. 110–123.