Название: К изучению Шисаньлина – погребально-поминального комплекса эпохи позднего средневековья в Китае

Автор: Комиссаров Сергей Александрович, Соловьев Александр Иванович, Кудинова Мария Андреевна

Организация: Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия;

Институт археологии и этнографии СО РАН, ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия;

Пекинский университет, ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия; 

Рубрика: Археология Китая

Для цитирования: Комиссаров С. А., Соловьев А. И., Кудинова М. А. К изучению Шисаньлина – погребально-поминального комплекса эпохи позднего средневековья в Китае // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 4: Востоковедение. С. 46–58. DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-4-46-58

Komissarov S. A., Soloviev A. I., Kudinova M. A. On studies of Shisanling – feneral-memorial complex of the late medieval epoch in China. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2018, vol. 17, no. 4: Oriental Studies, p. 46–58. (in Russ.) DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-4-46-58

DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-4-46-58

УДК: 904.57(510)

Аннотация: Дана краткая характеристика планиграфии, конструктивных особенностей и, отчасти, семантики одного из самых известных памятников позднего Средневековья в Китае - комплекса императорских погребений Шисаньлин (букв. «Тринадцать гробниц»). Некрополь был возведен при династии Мин по всем правилам геомантии ( фэн - шуй ), его планировка соответствовала плану застройки столицы (Пекина). Гробницы закрыты от внешнего мира стеной, которая отгораживала и замыкала в себя обитель мертвых. Эта универсалия широко известна в погребальной практике многих народов Евразии, равно как и круглая надгробная насыпь (курган), вписанная в квадратную ограду. Возможно, такая структура гробниц складывалась в Древнем Китае во взаимодействии с сопредельными народами. В пользу такого предположения свидетельствуют и некоторые образы фантастических зверей, включенные в состав «аллеи духов». Так, «химера» бисе, в основе которой прослеживается кошачий хищник, была, вероятно, связана происхождением с иранской или ближневосточной мифологией. На более поздних этапах она сливается с другими образами «чудесных» зверей: львами и единорогами.

Ключевые слова: памятники Пекина, позднее Средневековье, династия Мин, императорские гробницы, Шисаньлин, «аллея духов».

Список литературы

Китайские памятники мирового наследия / Гл. ред. Го Чанцзянь. Пекин: Межконтинент. изд-во Китая, 2007. 284 с.

Комиссаров С. А., Соловьев А. И. Погребальная скульптура средневекового Китая и ее влияние на искусство сопредельных народов // 43-я науч. конф. «Общество и государство в Китае». М.: Ин-т востоковедения РАН, 2013. Т. LXIII, ч. 1. С. 522–527.

Кравцова М. Е. Мировая художественная культура: История искусства Китая. СПб.: Лань; ТРИАDА, 2004. 960 c. Кравцова М. Е. Традиция погребальной монументальной скульптуры в контексте историко-политической и духовной культуры имперского Китая (I–XII вв.) // Asiatica: Тр. по философии и культурам Востока. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. С. 25–57.

Рифтин Б. Л. От мифа к роману (Эволюция изображения персонажа в китайской литературе). М.: ГРВЛ, 1979. 358 с. Рифтин Б. Л. Ди-цзан-ван // Духовная культура Китая: Энцикл. в 5 т. М.: Вост. лит., 2007. Т. 2. Мифология: Религия. С. 445.

Соловьев А. И., Кудинова М. А. Хождение в Даньян // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2017. Т. 16, вып. 4: Востоковедение. С. 123–129.

Ван Нань. Мин шисаньлин гуйхуа шэцзидэ сянчжэн ханьи юй ицзин чжуйцю // Цзяньчжу лиши юй лилунь [王南。明十三陵规划设计的象征含义与意境追求 // 建筑历史与理论]. Символическое значение и художественный замысел планировки и конструкции Тринадцати гробниц [династии] Мин // История и теория архитектуры. Пекин: Кэсюэ чубаньшэ, 2009. Вып. 10. С. 241–254. (на кит. яз.)

Го Цзюньнин. Мин шисаньлин маньтань [郭军宁。明十三陵漫谈 // 寻根]. Заметки о Тринадцати гробницах [династии] Мин // Сюнь гэнь. 2006. № 6. С. 68–74. (на кит. яз.)

Ху Ханьшэн. Мин Шисаньлин лиши вэньхуа // Бэйцзин гуду лиши вэньхуа цзянцзо [胡汉 生。明十三陵历史文化 // 北京古都历史文化讲座]. История и культура Тринадцати гробниц [династии] Мин // Лекции об истории и культуре древней столицы – Пекина. Пекин: Бэйцзин яньшань чубаньшэ, 2015. Вып. 2. С. 530–562. (на кит. яз.)

Хуа Лэй. Мин шисаньлин шэньдао цзи ци цзяньчжу [化蕾。明十三陵神道及其建筑 // 中国 紫禁城学会论文集]. «Аллея духов» Тринадцати гробниц [династии] Мин и ее архитектура // Сб. тр. Кит. науч. общ-ва Запретного города. Вып. 6, ч. 2. Пекин: Цзыцзиньчэн чубаньбшэ, 2011. С. 568–580. (на кит. яз.)

Цзи Вэнь. Мин шисаньлин [吉文。明十三陵 // 文物]. Тринадцать гробниц [династии] Мин // Вэньу. 1977. № 3. С. 70–73. (на кит. яз.)

Цзинь Цичжэнь, Цуй Суин. Пайфан*Чжунго: Чжунхуа пайфан вэньхуа [金其桢、崔素英。 牌坊*中国:中华牌坊文化]. Арки пайфан – Китай: Китайская культура арок пайфан. Шанхай: Шанхай дасюэ чубаньшэ, 2010. 543 с. (на кит. яз.)

Юэ Нань, Ян Ши. Мин шисаньлин динлиндэ фацзюэ [岳南、杨仕。明十三陵定陵的发掘 筑 // 紫禁城]. Раскопки [мавзолея] Динлин из Тринадцати гробниц [династии] Мин // Цзыцзиньчэн. 1993. № 1. С. 30. (на кит. яз.)

Ян Хун. Линму дяосу (ся). – Шэньдао дяосу (Вэй, цзинь, наньбэйчао чжи циндай) [杨泓。 陵墓雕塑(下)--神道雕塑(魏晋南北朝至清代 // 中国古代雕塑]. Могильная скульптура (2): Скульптура «аллеи духов» (Вэй, Цзинь, Северные и Южные династии – и до династии Цин) // Древняя скульптура Китая. Пекин: Чжунго вайвэнь чубаньшэ; Нью-Хейвен: Изд-во Йельского ун-та, 2003. С. 160–197. (на кит. яз.)