Название: Региональная информационная политика в современном коммуникативном пространстве

Автор: Астафуров Иван Викторович

Организация: Воронежский государственный университет, ул. Хользунова, 40а, Воронеж, 394068, Россия

Рубрика: Теория и практика массовой коммуникации

Для цитирования: Астафуров И. В. Региональная информационная политика в современном коммуникативном пространстве // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 6: Журналистика. С. 47–53. DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-6-47-53

Astafurov I. V. Regional information policy in the contemporary communicative space. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2018, vol. 17, no. 6: Journalism, p. 47–53. (in Russ.) DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-6-47-53

DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-6-47-53

УДК: 316.77; 070

Аннотация: Рассматриваются особенности реализации государственной региональной информационной политики в условиях современного коммуникационного пространства. В частности, изучается место информации в жизнедеятельности общества и проблемы, возникающие при потреблении массовой информации. Цифровые медиа в сравнении с традиционными имеют больше демократических возможностей, но при этом информация является экономическим и политическим ресурсом. Такое сочетание несет в себе риск превалирования интересов одного или нескольких субъектов информационного пространства, которые могут быть противоположны общественным и мешать его развитию, что обусловливает необходимость управления информационным пространством. Информационная политика рассматривается как один из инструментов политического управления с технологическим и содержательным аспектами в контексте взаимовлияния и необходимостью развития системы новых информационно-психологических отношений, обеспечивающих очередной этап развития общества. При этом информационная политика выражает интересы ее субъектов, к которым относятся государство, крупный бизнес, транснациональные медиакорпорации, гражданские институты, некоммерческие и неправительственные организации, транснациональные социальные сети, индивидуумы. Однако государство играет ведущую роль. Важность границ распространения деятельности обусловливает выделение региональной информационной политики, которая должна формировать единое информационное пространство региона с интеграцией в общемировое. А образовательную и медиаобразовательную деятельность в частности предлагается рассматривать как одно из основных стратегических направлений государственной региональной информационной политики. Важным вопросом при реализации информационной политики является политизация СМИ (в узком значении), которая проявляется в прямом владении СМИ государством или через присутствие политических деятелей в руководстве редакций, в управлении попечительских или другого рода советов при СМИ, а также через различные государственные субсидии и государственные программы, направленные на поддержку СМИ. В результате региональное информационное пространство сильно зависит от размеров и характера прямого и косвенного присутствия государства и власть имущих. В свою очередь, в основных документах, прямо регулирующих государственную информационную политику в регионах, характер и объем присутствия государственных СМИ в информационном пространстве являются ключевыми показателями эффективности работы по обеспечению населения информацией с точки зрения содержательного аспекта, что было рассмотрено на примере Воронежской области. Современное медиапотребление меняется стремительно, а в таких условиях СМИ, чтобы выжить, необходимо успевать за этими изменениями. Мессенджеры высокими темпами набирают аудиторию и позволяют распространять информацию массово. Для достижения максимальной кросс-канальности распространения информации СМИ должны активно использовать это. А задача государственной информационной политики - быть в центре всех изменений, изучать и прогнозировать и на основании полученных результатов выстраивать стратегию управления информационным пространством.

Ключевые слова: информационная политика, информационное пространство, коммуникация, система коммуникаций, мессенджеры, медиаобразование, цифровой контент, кросс-канальность