Название: Ответный вопрос в коммуникативной культуре

Автор: Максимова Наталия Викторовна

Организация: Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Красный пр., 2, Новосибирск, 630007, Россия

Рубрика: Языки и дискурсы СМИ

Для цитирования: Максимова Н. В. Ответный вопрос в коммуникативной культуре // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 6: Журналистика. С. 108–115. DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-6-108-115

Maksimova N. V. Answering question in communicative culture. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2018, vol. 17, no. 6: Journalism, p. 108–115. (in Russ.) DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-6-108-115

DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-6-108-115

УДК: 81.42

Аннотация: Статья посвящена коммуникативному плану вопросительного высказывания, вопросительной стратегии общения. Исследование природы ответного вопроса обусловлено трансформацией научной парадигмы: переход от изучения речи как объекта к описанию речевого поведения изменяет задачу, материал и способы его описания. Вопросная «формула» изучена прежде всего грамматически: лингводидактический план вопросительных конструкций исследован в связи с обучением иностранному языку, в том числе и русскому как иностранному. Изучение письменных монологических текстов дало описание двух важных феноменов: риторический вопрос как фигура речи и вопросно-ответный комплекс как способ развертывания текста и построения одной из важнейших текстовых форм диалогической природы. В коммуникативном аспекте ответный вопрос (как и вообще вопрос) - неизученный феномен. Вопрос ответного типа определяется как такой, который базируется на реме высказывания собеседника и на разработке этого рематического компонента. Ответный вопрос составляет базу диалога разных жанров (интервью, беседа, полилог, диспут, дебаты, дискуссия и др.) и обеспечивает коммуниканту выстраивание общения конвергентного типа, учитывающего концептуальные смыслы собеседника. Главная особенность ответного вопроса заключается в том, что лексико-семантическое содержание ремы предшествующего ему высказывания является основой всех семантических преобразований ответного вопроса. Возникающая в инициальном чужом высказывании рема претерпевает семантические преобразования, определяющие всю смысловую структуру ответного вопроса. Чем более глубокими являются семантические преобразования ремы-чужого в ответном вопросе, тем более выражены признаки его ответности. Еще один признак ответного вопроса состоит в формировании специфических жанров, выражающих отношения своё / чужое, связывающих чужое высказывание и свой ответный вопрос. В статье описывается модель вопроса ответного типа, выделяются виды ответных вопросов и условия, при которых ответный вопрос может свидетельствовать о высоком уровне коммуникативной компетентности говорящего. Три основные части статьи посвящены 1) культуре вопроса и ракурсам ее описания, 2) ответной сфере речепроизводства в соотнесенности с инициальной сферой и признаками высказывания, текста ответного типа, 3) ответному вопросу как таковому. Ответный вопрос рассматривается на примере таких его разновидностей, как вопрос-толкование, вопрос-усомнение, вопрос-перифраза и др. Ответный вопрос вводится в область интерпретирующих вопросов конвергентного диалога и соотносится с другими типами вопроса - такими, как тестовый, фатический, провокационный. В статье разрабатывается положение о том, что вопросительное высказывание - это не только коммуникативно сильная позиция, но и профессиональная компетенция, обеспечивающая эффективность деятельности в сферах «человек - человек» и «человек - текст».

Ключевые слова: инициальность – ответность, ответная сфера дискурса, типы ответных вопросов, коммуникативная культура, коммуникативная компетентность, рема высказывания, рема ответного вопроса