Название: «Настоящее»: неудавшийся опыт сибирского авангарда

Авторы: Силантьев Игорь Витальевич1,2, Шатин Юрий Васильевич1,2,3

Организация: 1 Институт филологии СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, 630090, Россия;
2 Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия
3 Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, 630126, Россия

Рубрика: История журналистики

Для цитирования: Силантьев И. В., Шатин Ю. В. «Настоящее»: неудавшийся опыт сибирского авангарда // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 6: Журналистика. С. 32–39. DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-6-32-39

Silantyev I. V., Shatin Yu. V. "The Present": failed experience of the Siberian avant-garde. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2018, vol. 17, no. 6: Journalism, p. 32–39. (in Russ.) DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-6-32-39

DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-6-32-39

УДК: 070

Аннотация: В статье развиваются некоторые положения, обозначенные в новаторской статье Е. В. Капинос «“Литература” и “факт” в новосибирском журнале “Настоящее” (1928-1930)». В ней автору удалось представить журнал в качестве единого текста, связанного общностью тем, мотивов и методов подачи материалов. Вместе с тем отдельные темы и мотивы, указанные исследователем, предполагают дальнейшее развитие. В частности, в рамках представленной статьи рассматриваются проблемы дискурсной стратегии журнала, приёмы борьбы журналистов и публицистов с психологической беллетристикой, включающей художественный вымысел, а также полемику с существовавшими формами театрального искусства. На примере очерков А. Курса «В чужом доме», Е. Линча «Лирические рыбаки» показано, как, апеллируя к главному тезису ЛЕФА - «литературе факта», авторы сами пользовались вымыслом, восходящим, правда, не к принципам поэтики, но к основаниям риторики. Повышенная риторичность дискурса позволяла активно вторгаться в проблемы идеологии, минуя основные эстетические категории. Наряду с критическим осмыслением творчества главного поэтического врага «Настоящего» - Сергея Есенина, в области прозы объектами критики становились произведения М. Горького, М. Шолохова, Вс. Иванова и др. При этом авторы публикуемых материалов утверждали, что именно «выдуманность» литературы содержит в себе потенции идеологической диверсии. Ожесточение публицистов «Настоящего» А. Курса, И. Эльста, Б. Резникова вызывало театральное искусство, особенно такие его виды, как опера и балет. Авторы прямо заявляли, что деятельность театров, начиная с Сибгосоперы и кончая Большим театром, направлена на развращение молодой части пролетариата. В целом, подводя итоги деятельности публицистов, следует сказать, что, задумав проект сибирского литературного авангарда, его создатели преследовали две цели: расправиться с традиционными формами искусства и одновременно вовлечь широкие народные массы в процесс художественного творчества. С первой задачей сибирские авангардисты справились вполне успешно. Вторая оказалась полностью не реализованной. Неготовность полуграмотного пролетариата к воспроизведению образцов авангарда привело к внутреннему кризису «Настоящего». Совпадение внутреннего кризиса с формирующимся сталинским тоталитаризмом в области искусства привел к закрытию журнала в январе 1930 г.

Ключевые слова: сибирский авангард, публицистический дискурс, литература факта, художественный вымысел

Информация о финансовой поддержке: Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 16-04-00268 «Сибирский авангард 1920–1930-х годов: газета, журнал, альманах, сборник».