Название: Заголовок интернет-новости как когнитивная модель ситуации

Автор: Высоцкая Ирина Всеволодовна1, Кочетков Павел Николаевич2

Организация: 1 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия
2 Арзамасский филиал Нижегородского национального исследовательского государственного университета, ул. К. Маркса, 36, Арзамас, 607220, Россия

Рубрика: Языки и дискурсы СМИ

Для цитирования: Высоцкая И. В., Кочетков П. Н. Заголовок интернет-новости как когнитивная модель ситуации // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 6: Журналистика. С. 89–96. DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-6-89-96

Vysotskaya I. V., Kochetkov P. N. A headline of the internet news as a cognitive model of a situation. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2018, vol. 17, no. 6: Journalism, p. 89–96. (in Russ.) DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-6-89-96

DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-6-89-96

УДК: 004.738.5:655.41 + 070.431 + 81’37

Аннотация: Изменения, происходящие в современном медиапространстве, сохраняют актуальность проблемы изучения заголовков новостей в интернет-СМИ. Тенденция последних лет к «роботизации» журналистики проявляется в технологизации процесса агрегации новостей и создания простейших текстов. Анализ подборки новостей «Яндекс» позволяет сопоставить сходные заголовки новостных материалов и выявить языковые средства их создания, по-разному интерпретирующие новостной повод и обладающие разным манипулятивным потенциалом. В заголовке интернет-новости воплощается исходная когнитивная модель ситуации. Событие может быть репрезентировано через упоминание его участников, производимых ими действий, объекта действия, отдельных его обстоятельств. Эти признаки (эксплицированные или конвенциональные), обладающие конкретными значениями, образуют фрейм. Акценты в содержании фрейма позволяют актуализировать разные аспекты события.

Ключевые слова: заголовок, когнитивная модель ситуации, фрейм, предметоцентричный заголовок, акциональный заголовок