Название: «Тот, кто был элладцем, сегодня стал гиперборейцем...» К 500-летию прибытия Максима Грека в Россию

Автор: Журова Людмила Ивановна

Организация: Институт истории СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, 630090, Россия

Рубрика: История журналистики

Для цитирования: Журова Л. И. «Тот, кто был элладцем, сегодня стал гиперборейцем...» К 500-летию прибытия Максима Грека в Россию // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 6: Журналистика. С. 7–14. DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-6-7-14

Zhurova L. I. “The one who was Helladic today becomes a hyperborean...” To the 500th anniversary of the arrival of Maximus the Greek to Russia. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2018, vol. 17, no. 6: Journalism, p. 7–14. (in Russ.) DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-6-7-14

DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-6-7-14

УДК: 861.161.1"15"

Аннотация: Описан один из этапов становления русской средневековой публицистики на основе изучения творчества Максима Грека. Цель - представить Максима Грека как первого русского публициста. XVI век в России - это период, когда литература и действительность в истории искусства слова составили прочный союз. Дух сомнений, поиски ответов, полемика, суды, церковные соборы, борьба за власть стали яркими приметами времени. Творчество Максима Грека, прибывшего в Москву в марте 1518 г. с Афона, сформировалось в контексте трех культур: итальянского Ренессанса, византийского православия и русской действительности. В России состоялось его творчество, им было создано около 150 сочинений по актуальным вопросам общественной жизни Московской Руси. В настоящем исследовании обращено внимание на выражение авторской деятельностной позиции писателя. Высокое самосознание, достойная самооценка, забота о восприятии своих трудов, представление своего слова как непобедимого оружия в полемике с иноверцами, активная работа инока, находящегося в заточении, по формированию общественного мнения по целому ряду животрепещущих вопросов в идеологии и нравственном богословии выделяют Максима Грека среди писателей своего времени и выдвигают его в первый ряд русских публицистов. Авторские кодексы Максима Грека, рассчитанные на русского читателя, удостоверяют, что ученый монах осознавал себя писателем невольно обретенного православного отечества, где не только по царской воле, но по Божьему Промыслу ему была уготована драматическая судьба, предопределившая бессмертие.

Ключевые слова: Максим Грек, публицистика, авторское самосознание, итальянский ренессанс, Ватопед, полемика, рукописное наследие, культура слова