Название: Вербальная, параграфическая и визуальная реализация концептов в креолизованных текстах наивного дискурса (на материале instagram.com)
Автор: Алексеева Алина Алексеевна, Лукашевич Анастасия Анатольевна
Организация: Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия
Рубрика: Языкознание
Для цитирования:
Алексеева А. А., Лукашевич А. А. Вербальная, параграфическая и визуальная реализация концептов в креолизованных текстах наивного дискурса (на материале instagram.com) // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 9: Филология. С. 105–114. DOI 10.25205/1818-7919-2018-17-9-105-114
Alekseeva A. A., Lukashevich A. A. Verbal, Paragraphical, and Visual Representations of Concepts in Polymodal Texts of Naïve Discourse (Based on instagram.com). Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2018, vol. 17, no. 9: Philology, p. 105–114. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2018-17-9-105-114
DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-9-105-114
УДК: 811.161.1 + 811.133.1 + 811.111 + 7.049.1
Аннотация: Статья посвящена исследованию концептов в креолизованных текстах социальной сети Instagram на трёх уровнях их объективации: вербальном, визуальном, а также параграфическом, представленном рисуночными параграфемами – эмодзи. Материалом исследования послужили тексты на русском, английском и французском языках. На основании анализа реализации концептов выявлено несколько типов креолизованных текстов: тексты без текстообразующих концептов; тексты с текстообразующими концептами, получающими выражение либо на вербальном и визуальном уровнях, либо на вербальном и параграфическом, либо на параграфическом и визуальном, либо на всех трёх уровнях. Было установлено, что большинство постов на русском, английском и французском языках имеют текстообразующие концепты, и они получают выражение одновременно на вербальном, параграфическом и визуальном уровнях. Хотя социальная сеть Instagram ориентирована в первую очередь на визуальную составляющую публикаций, именно вербальная часть креолизованных текстов чаще всего является областью репрезентации концептов. Кроме того, в вербальной составляющей креолизованного текста могут быть репрезентированы все стороны концепта – образно-перцептивная, понятийная и ценностная, тогда как невербальные составляющие (в особенности изображение) часто объективируют только часть из них. Выявлен также ряд закономерностей, связанных с репрезентацией концептов на параграфическом уровне: наличие метафорических и метонимических переносов, произвольность порядка следования эмодзи, выражающих признаки концепта. К перспективам исследования относится изучение текстообразующих концептов и способов их объективации в других типах креолизованных текстов, а также разработка методики анализа креолизованных текстов и иных полимодальных объектов.
Ключевые слова: Креолизованный текст, концепт, визуализация, визуальная семантика, эмодзи
Информация о финансовой поддержке: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-312-00052
Список литературы:
Алексеева А. А. Типы оценок и способы их реперезентации в профессиональном журна-листском и наивном дискурсе // Коммуникативная культура современности: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2016. С. 27–28.
Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Academia, 2003. 122 c.
Бернацкая А. А. К проблеме креолизации текста: история и современное состояние // Речевое общение: специализированный вестник. Вып. 3 (11). Красноярск, 2010. C. 104‒110.
Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 173 с.
Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения / Политическая лингвистика. Вып. 20. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 2006. С. 180‒189.
Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению: монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 194 с.
Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.
Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: Восток-Запад, 2007. 315 с.
Школовая М. С. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации: Дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2005. 174 с.
Интернет-источники
www.emojipedia.org
www.instagram.com
www.merriam-webster.com/dictionary/emoji
www.quora.com