Название: Абсолюты в национальных картинах мира: представление французов и русских об истине и лжи
Автор: Голованивская Мария Константиновна
Организация: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Рубрика: Языкознание
Для цитирования:
Голованивская М. К. Абсолюты в национальных картинах мира: преставление французов и русских об истине и лжи // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2019. Т. 18, № 2: Филология. С. 115–125. DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-2-115-125
Golovanivskaya M. K. Absolutes in National View of the World: Russian and French Ideas of Truth and Lie. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2019, vol. 18, no. 2: Philology, p. 115–125. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-2-115-125
DOI: 10.25205/1818-7919-2019-18-2-115-125
УДК: 811.133.1
Аннотация: Проводится контрастивный анализ категорий истины и лжи во французской и русской языковой картинах мира. Исследование проводилось методом анализа этимологии указанных понятий, их мифологической обработки и репрезентации, проанализирована сочетаемость слов и их синонимов в сопоставительном аспекте, проведена реконструкция и сравнение вещественных коннотаций (по В. А. Успенскому) центральных понятий из синонимических рядов, результаты представлены в стандартизованном виде, дающем возможность сравнивать результаты. Отличительной особенностью французского обыденного сознания является отсутствие понятия истина при наличии субъективно интерпретируемого понятия правда. При этом другие мыслительные категории во французском языке, такие как причина, следствие и цель, демонстрируют устойчивую двойственность в аспекте объективности / субъективности. Французское понятие лжи (mensonge (сущ., ж. р.)) близко к русскому понятию лжи, у него имеется аналогичный набор значений. В русской языковой картине в этой области отчетливо демонстрируется разделение понятийного поля на верх и низ, высшее и земное. Представление о небесной жизни, где действуют добро и зло, а не пантеон богов, показывает связанность русского сознания в этой области с христианской, а не языческой трактовкой мира. Для французского менталитета характерно доминирование античного взгляда на жизнь над христианским, выражающегося, например, в смешении понятий обмана и вымысла: первое связано с намерением обмануть, второе ‒ развлечь. Эта корреляция напрямую соотносится с античными истоками представлений в этой сфере и нашло отражение во многих европейских языках.
Ключевые слова: бинарный миф, история языка, мыслительные категории, христианство, античность, менталитет