Название: Семантика традиционной погребально-поминальной обрядности коренного населения предгорий Северного Алтая (конец XIX – первая половина XX века)
Автор: Николаев Василий Владимирович
Организация: Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск, Россия
Рубрика: Этнография народов Евразии
Для цитирования:
Николаев В. В. Семантика традиционной погребально-поминальной обрядности коренного населения предгорий Северного Алтая (конец XIX – первая половина XX века) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2019. Т. 18, № 3: Археология и этнография. С. 159–171. DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-3-159-171
Nikolaev V. V. Semantics of Traditional Funeral Rites of the Indigenous Population in the Northern Altai Foothill (Late 19th – First Half of 20th Century). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2019, vol. 18, no. 3: Archaeology and Ethnography, p. 159–171. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-3-159-171
DOI: 10.25205/1818-7919-2019-18-3-159-171
УДК: 393
Аннотация: Статья посвящена реконструкции традиционной погребально-поминальной обрядности коренного населения предгорий Северного Алтая и ее семантики. Источниковой базой исследования стали полевые материалы автора и других участников этнографических экспедиций АлтГУ 2001–2004 гг., дополненные архивными данными. Смерть человека и успешный переход его души из земного в иной мир требовали соблюдения комплекса обрядов и обычаев, наполненных символизмом. Члены семьи усопшего и социум в целом через обрядовые практики поддерживали цикличность жизни, обеспечивая благополучный переход души умершего в иной мир и защиту живых в опасный период. Погребально-поминальный комплекс включал три этапа: подготовительный, когда тело умершего омывали и одевали, изготавливали «новый» дом и инвентарь; собственно похороны и поминки.
Ключевые слова: Алтай, конец XIX – первая половина XX в., кумандинцы, тубалары, челканцы, погребально-поминальные обряды, семантика
Благодарности: Работа выполнена в рамках программы НИР XII.186.3 (проект № 0329-2018-0006 «Традиционное мировоззрение народов Сибири: способы устойчивости, пути изменений»)