Название: О семантике основного сюжета на писаницах Хуашань (Гуанси-Чжуанский автономный район, Китай)

Автор: Кудинова Мария Андреевна 1, Черемисин Дмитрий Владимирович 2, Комиссаров Сергей Александрович 2, 3

Организация:
1 Пекинский университет, Пекин, Китай
2 Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск, Россия
3 Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

Рубрика: Культура стран Восточной Азии

Для цитирования:
Кудинова М. А., Черемисин Д. В., Комиссаров С. А. О семантике основного сюжета на писаницах Хуашань (Гуанси-Чжуанский автономный район, Китай) // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2019. Т. 18, № 4: Востоковедение. С. 51–60. DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-4-51-60
Kudinova M. A., Cheremisin D. V., Komissarov S. A. Semantics of the Main Scene of Huashan Rock-Paintings (Guangxi-Zhuang Autonomous Region, China). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2019, vol. 18, no. 4: Oriental Studies, p. 51–60. DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-4-51-60

DOI: 10.25205/1818-7919-2019-18-4-51-60

УДК: 903.27(510.2)

Аннотация: В статье представлена авторская интерпретация семантики главного сюжета на писаницах Хуашань (Гуанси, Китай) – изображения человека «в позе лягушки», с расставленными в стороны ногами и поднятыми ладонями кверху руками, попирающего животное. Многочисленные аналогии ему, прослеженные в наскальном искусстве других районов Евразии, очевидно, носят типологический характер. Фигуры адорантов свидетельствуют о том, что в основе сюжета лежит архаичный космогенетический миф об отделении неба от земли. Но видовое определение животного, на котором стоит антропоморфный персонаж, позволяет уточнить семантику всего сюжета. Тщательное визуальное изучение рисунков в ходе посещения писаниц Хуашань в 2018 г. позволило определить зооморфный персонаж как собаку – и связать сюжет в целом с мифологией предков местного населения, народа чжуанов, у которых собака играла важную роль в ритуалах. Она была также чудесной помощницей божества грома (Лэй-гуна). На правомерность такой трактовки указывают изображения барабанов, входящих в состав основного сюжета, поскольку барабан был одним из атрибутов бога-громовика.

Ключевые слова: писаницы Хуашань, семантика, образ небесного пса, божество грома (Лэй-гун)

Благодарности:
Авторы выражают признательность Тан Чуну, профессору Китайского университета Гонконга; Се Гуанмао, главному научному сотруднику Института археологии и памятников материальной культуры Гуанси, Чжу Цюпину, директору Центра по изучению и сохранению наскальных рисунков; и всем китайским коллегам, оказавшим содействие в изучении петроглифов Хуашань.
Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-09-00557.