Название: Документальный фильм-расследование: манипуляция или беспристрастность?

Автор: Бессчастная Анастасия Михайловна, Горшкова Вера Евгеньевна

Организация: Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия

Рубрика: Теория и практика массовой коммуникации

Для цитирования:
Бессчастная А. М., Горшкова В. Е. Документальный фильм-расследование: манипуляция или беспристрастность? // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2019. Т. 18, № 6: Журналистика. С. 92–103. DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-6-92-103
Besschastnaya A. M., Gorshkova V. E. Documentary Film-Investigation: Manipulation or Impartiality? Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2019, vol. 18, no. 6: Journalism, p. 92–103. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-6-92-103

DOI: 10.25205/1818-7919-2019-18-6-92-103

УДК: 81’42

Аннотация: В рамках документального кино как целого анализируется телефильм «Украина. Маски революции» (реж. Поль Морейра, Франция, 2016 г.), основные жанровые характеристики которого сопоставимы с журналистским расследованием. Освещаются различные точки зрения на объективность / субъективность создателей документального фильма. В качестве ведущих принимаются принципы объективности «догментального» кино в терминах датского режиссера Ларса фон Триера. Доказывается, что стремление к соблюдению этих принципов не избавляет режиссера от некоторой пристрастности, проявляющейся в использовании ряда стратегий манипулятивного воздействия, а также психологического блефа, характерных для средств массовой информации. Неоднозначная реакция критиков и зрителей на фильм-расследование объясняется различием интерпретации последнего.

Ключевые слова: документальное / догментальное кино, фильм-расследование, интерпретация, манипуляция, манипулятивные стратегии, психологический блеф