Название: Историческая документальная игра как современный масс-медийный продукт

Автор: Маркасов Максим Юрьевич 1, Маркасова Ольга Александровна 2

Организация:
1 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
2 Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия

Рубрика: Теория и практика массовой коммуникации

Для цитирования:
Маркасов М. Ю., Маркасова О. А. Историческая документальная игра как современный масс-медийный продукт // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2019. Т. 18, № 6: Журналистика. С. 166–176. DOI 10.25205/ 1818-7919-2019-18-6-166-176
Markasov M. Yu., Markasova O. A. Historical Documentary Game as a Modern Mass Media Product. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2019, vol. 18, no. 6: Journalism, p. 166–176. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-79192019-18-6-166-176

DOI: 10.25205/1818-7919-2019-18-6-166-176

УДК: 070 + 81’22 + 80

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению нарративных медийных стратегий создания лонгрида исторической тематики в российском интернет-пространстве. Речь идет о документально-игровых сетевых ресурсах Михаила Зыгаря «1917 год. Свободная история» и «Карта истории». Делается вывод о том, что история – во многом объект, представляющий собой практически бесконечный материал для различного рода «экспериментов с форматами». В статье представлены различные взгляды исследователей на характер и современные механизмы медиасторителлинга. Отмечается, что игра ориентирует читателя-пользователя на иммерсивную природу исторического интернет-продукта: описаны такие способы привлечения внимания адресата, как анимация, инфографика, прием «прошлое в настоящем» – социальные сети становятся механизмом нарративной экспликации исторических событий. Отдельно рассматриваются материалы «Карты истории» с позиции их композиционного построения. Утверждается, что авторы проекта создали сложный и интересный ризоматический масс-медийный продукт, который можно воспринимать одновременно и как историческое свидетельство, и увлекательную документальную игру, и журналистский лонгрид, и художественный текст.

Ключевые слова: новые медиа, сторителлинг, лонгрид, трансмедийный нарратив, трансмедиасторителлинг, свободная история, документальная игра, анимация, проект, социальные сети