Название: Архетипический мотив хаоса в сюжетной структуре повести А. П. Чехова «Убийство»

Автор: Синякова Людмила Николаевна

Организация: Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

Рубрика: Литературоведение

Для цитирования:
Синякова Л. Н. Архетипический мотив хаоса в сюжетной структуре повести А. П. Чехова «Убийство» // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2019. Т. 18, № 9: Филология. С. 169–175. DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-9-169-175
Sinyakova L. N. Archetypal Motif of Chaos in the Plot Structure of A. P. Chekhov’s Story The Murder. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2019, vol. 18, no. 9: Philology, p. 169–175. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-9-169-175

DOI: 10.25205/1818-7919-2019-18-9-169-175

УДК: 82-3

Аннотация: Исследуется функционирование архетипического мотива хаоса в повести А. П. Чехова «Убийство» (1895). Мотив хаоса организует сюжетное повествование. Его динамика манифестирует проникновение хаоса в базовые структуры жизни, такие как семья, вера и персональное самоопределение. Помимо того, мотив хаоса репрезентирован в мотивике состояния и пространства – в мотивах «смятенной» природы, потерявшего статус безопасного места дома и, наконец, каторги. Основное событие повести концептуально и композиционно обусловлено мотивом «отпадения от веры», являющегося вариантом мотива хаоса. Грехом богоотступничества отмечены ведущие персонажи – Тереховы. Центральное фабульное событие – убийство – обусловлено столкновением гордыни братьев и сестры Тереховых. Хаос-субстанция (природа, пространство) и хаос-психологическая деструкция интегрированы в единый мирообраз. Обретение веры старшим Тереховым становится сюжетным завершением повести. Повествование заканчивается фиксацией состояния природы, несущего «хаотическую» семантику. В смысловой перспективе изображенного мира восстанавливается равновесие порядка и хаоса.

Ключевые слова: архетипический мотив, хаос, богоотступничество, мотивика природы, мотивика пространства