Название: Петроглифы Канцзяшимэньцзы (Синьцзян, КНР): еще раз о хронологии и семантике памятника

Автор: Комиссаров Сергей Александрович 1, 2, Черемисин Дмитрий Владимирович 2, Соловьев Александр Иванович 2

Организация:
1 Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
2 Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск, Россия

Рубрика: Наскальное искусство Китая

Для цитирования:
Комиссаров С. А., Черемисин Д. В., Соловьев А. И. Петроглифы Канцзяшимэньцзы (Синьцзян, КНР): еще раз о хронологии и семантике памятника // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 10: Востоковедение. С. 9–22. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-10-9-22
Komissarov S. A., Cheremisin D. V., Soloviev A. I. Petroglyphs of Kangjiashimenzi (Xinjiang, PRC): Once Again about the Chronology and Semantics of the Site. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2020, vol. 19, no. 10: Oriental Studies, p. 9–22. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-10-9-22

DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-10-9-22

УДК: 903.27(516)

Аннотация: В статье исследован уникальный памятник наскального искусства на территории Синьцзяна – петроглифы Канцзяшимэньцзы (уезд Хутуби). Он представляет собой ансамбль из 292 фигур, нанесенных на скальную поверхность в технике контррельефной выбивки с последующей прошлифовкой. Фигуры изображены в стилизованных (танцующих) позах, мужские персонажи часто изображены с эрегированным фаллосом, в общую картину включено несколько коитальных сцен. Нам представляется, что ансамбль в целом служил изобразительным отражением древних мистерий, связанных с родовыми или племенными культами и сакральными брачными ритуалами. Основной корпус петроглифов датируется эпохой развитой бронзы (в пределах первой половины II тыс. до н. э.), представленной на территории Синьцзяна культурой Сяохэ. В составе петроглифов можно выделить, вероятно, поздние вставки, хотя они точно вписаны в общий сюжет. Изображения «тигров» можно связать с кочевыми племенами саков (с датой в рамках первой половины I тыс. до н. э.), а антитетические изображения пары лошадей – с народом юэчжи (датированы в рамках II в. до н. э.). В любом случае, памятник создавался и использовался в течение долгого времени. Не исключено, что в Канцзяшимэньцзы функционировало святилище как минимум регионального значения.

Ключевые слова: петроглифы, Синьцзян, Тянь-Шань, бронзовый век, культура Сяохэ, репродуктивные обряды, фаллический культ, святилище, ритуальные танцы

Благодарности:
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-09-00557.
Авторы выражают глубокую признательность Лю Сюэтану, профессору Синьцзянского педагогического университета (г. Урумчи), за его советы и книги по изучаемой проблеме.

 

Список литературы

Гринцер П. Великий эпос Индии // Махабхарата. Рамаяна / Пер. с санскр. С. Липкина, В. Потаповой. М.: Худож. лит., 1974. С. 5–22.

Древности страны луров / Отв. ред Е. В. Зеймаль. СПб.: Гос. Эрмитаж; Королевский музей искусства и истории, Брюссель, 1992. 128 с.

Дэвлет E. Г. Памятники наскального искусства: Изучение, сохранение, использование. М.: Науч. мир, 2002. 240 с.

Молодин В. И. Деревянные маски культуры сяохэ // Проблемы истории, филологии, культуры. 2019. № 2. С. 7–19. DOI 10/18503/1992-0431-2019-2-64-7-19

Молодин В. И., Комиссаров С. А. Культура Сяохэ // История Китая с древнейших времен до начала XXI века. М.: Вост. лит., 2016. Т. 1. С. 509–512.

Самашев З., Байтлеу Д., Курманкулов Ж. Петроглифы Теректы Аулие. Астана: Филиал Ин-та археологии им. А. Х. Маргулана в г. Астана, 2013. 240 с.

Черемисин Д. В. Опыт интерпретации наскальной композиции из Канзяшименьцзы (Синьцзян) // Междунар. конф. по первобытному искусству: Тез. докл. Кемерово: КемГУ, 1998. С. 150–152.

Bednarick R. G. The 2015 rock art expedition in Xinjiang Uygur autonomous region // 岩画研究:2015 [Яньхуа яньцзю: 2015]. Иньчуань: Нинся жэньминь чубаньшэ, 2016. С. 382–400.

Ван Бинхуа. Хутубисянь канцзяшимэньцзы шэнчжи чунбай яньдяокэхуа [王炳华。呼图壁县康家石门子生殖崇拜岩雕刻画 // 新疆古代民族文化论集]. Выгравированные петроглифы, изображающие культ плодородия, в Канцзяшимэньцзы, уезд Хутуби // Синьцзян гудай миньцзу вэньхуа луньцзи [Сб. статей по культуре древних народов Синьцзяна]. Урумчи: Синьцзян дасюэ чубаньшэ, 1990. С. 35–62.

Ван Бинхуа. Канцзяшимэньцзы яньхуа тоулудэ лиши вэньхуа синьси [王炳华。康家石门子岩画透露的历史文化信息 // 文史知识]. Выявленная историко-культурная информация о петроглифах Канцзяшимэньцзы // Вэньши чжиши. 2010. № 2. С. 14–19.

Ван Айцзюнь, Ху Сюэцзюнь, Сяо Чжицян. Синьцзян хутуби канцзяшимэньцзы яньхуа таньси [王爱军、胡学军、肖志强。新疆呼图壁康家石门子岩画探析 // 石河子大学学报:哲学社会学版]. Анализ петроглифов Канцзяшимэньцзы, уезд Хутуби, Синьцзян // Шихэцзы дасюэ сюэбао: чжэсюэ шэхуйсюэ бань. 2006. Т. 20, № 3. С. 1–3.

Ли Шухуй. Канцзяшимэньцзы яньхуадэ чуанцзочжэ хэ чуанцзо няньдай [李树辉。康家石门子岩画的创作者和创作年代 // 西北民族大学学报:哲学社会学]. Создатели петроглифов Канцзяшимэньцзы и дата их создание // Сибэй миньцзу сюэюань сюэбао: чжэсюэ шэхуйсюэ бань. 2013. № 4. С. 46–52.

Линь Мэйцунь. Тухоложэньдэ циюань юй цяньси [林梅村。吐火罗人的起源与迁徙 // 西域研究]. Происхождение и миграции тохаров // Сиюй яньцзю. 2003. № 3. С. 9–23.

Лю Сюэтан. Фэнчань ушу: юаньши цзунцзяодэ игэ кэсинь [刘学堂。丰产巫术:原始宗教的一个核心 // 新疆师范大学(哲学社会科学版)]. Производительная магия: сердцевина первобытной религии // Синьцзян шифань дасюэ (чжэсюэ шэхуй кэсюэ бань). 2007. Т. 28, № 2. С. 46–52.

Лю Сюэтан. Цинтун чангэ [刘学堂。青铜长歌]. Гимн бронзы. Ланьчжоу: Ганьсу жэньминь чубаньшэ, 2015. 175 с.

Лю Сюэтан. Цайтао юй цинтундэ дуйхуа [刘学堂。彩陶与青铜的对话]. Диалог расписной керамики и бронзовых изделий. Пекин: Шанъу иньшугуань, 2016. 252 с.

Синьцзян тяньшань шэнчжи чунбай яньхуа [新疆天山生殖崇拜岩画]. Культ плодородия на петроглифах Тянь-Шаня, Синьцзян / Отв. ред. Ван Бинхуа. Пекин: Вэньу чубаньшэ, [1990]. 105 с.

Су Бэйхай. Синьцзян янькэхуа [苏北海。新疆岩刻画]. Петроглифы [выбитые и резные] Синьцзяна. Урумчи: Синьцзян мэйшу шэин чубаньшэ, 2013. 591 с.

Тань Фэнцзян. Гуаньюй синьцзян хутубисянь дасин «шэнчжи чунбай» яньхуадэ шидай вэньти [谭逢江。关于新疆呼图壁县大型“生殖崇拜”岩画的时代问题 // 六盘水师专学报(社科版)]. О проблемах датирования крупномасштабных петроглифов [со сценами] «культа репродуктивности» в уезде Хутуби, Синьцзян // Люпаньшуй шичжуань сюэбао (шэкэ бань). 1992. № 2. С. 40–45.

Хань Цзянье. Люэлунь синьцзян дицюй сыцяньняньдэ саманьши жэньу синсян [韩建业。略论新疆地区四千年的萨满式人物形象 // 岩画研究:2018]. Человеческие образы шаманского типа за четыре тысячи лет в регионе Синьцзяна // Яньхуа яньцзю: 2018. Иньчуань: Нинся жэньминь чубаньшэ, 2018. С. 9–17.

Чжан Цзяси. Канцзяшимэньцзы яньхуа дяоча юй яньцзю чжии [张嘉馨。康家石门子岩画调查与研究之一 // 岩画研究:2018]. Обследования и исследования петроглифов Канцзяшимэньцзы (1) // Яньхуа яньцзю: 2018. Инчуань: Нинся жэньминь чубаньшэ, 2018а.
С. 95–107.

Чжан Цзяси. Канцзяшимэньцзы яньхуа дяоча юй яньцзю чжиэр [张嘉馨。康家石门子岩画调查与研究之二 // 岩画研究:2018]. Обследования и исследования петроглифов Канцзяшимэньцзы (2) // Яньхуа яньцзю: 2018. Инчуань: Нинся жэньминь чубаньшэ, 2018б.
С. 51–62.

Чжан Фан. Канцзяшимэньцзы яньхуа яньцзю чуи [张芳。康家石门子岩画研究刍议 // 昌吉学院学报]. Скромное мнение по исследованию петроглифов Канцзяшимэньцзы // Чанцзи сюэюань сюэбао. 2014. № 1. С. 9–13.

Чэнь Чжаофу. Гудай яньхуа [陈兆复。古代岩画]. Древние петроглифы. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2002. 248 с.

Ян Ян. Канцзяшимэньцзы яньхуа: таньцзю сиванму вэньхуа фухао [杨阳。康家石门子岩画:探究西王母文化符号 // 中国社会科学报]. Петроглифы Канцзяшимэньцзы: исследование культурных символов Сиванму // Чжунго шэхуй кэсюэ бао (эл. изд-е). 17.08.2017. URL: http://sscp.cssn.cn/xkpd/bowu/201708/t20170817_3612606.html (дата обращения 01.09.2020).