Название: Всадники в трехрогих головных уборах на петроглифах Китая и их сибирские и центральноазиатские соответствия

Автор: Варенов Андрей Васильевич

Организация: Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

Рубрика: Наскальное искусство Китая

Для цитирования:
Варенов А. В. Всадники в трехрогих головных уборах на петроглифах Китая и их сибирские и центральноазиатские соответствия // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 10: Востоковедение. С. 35–49. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-10-35-49
Varenov A. V. Horsemen in Three-Horned Headdresses at Chinese Rock-Art Sites and Their Siberian and Central Asian Affinities. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2020, vol. 19, no. 10: Oriental Studies, p. 35–49. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-10-35-49

DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-10-35-49

УДК: 903.27(510.2)

Аннотация: На писанице Уцзячуань в уезде Цзинъюань пров. Ганьсу (КНР) шесть всадников и один стоящий человек показаны в головных уборах, напоминающих корону с тремя зубцами. Стоящую фигуру из Уцзячуань можно воспринимать и как сидящую, если ее очень длинные опущенные вниз «руки» считать контуром широкополого одеяния. Такая трактовка находит соответствие в древнетюркских изображениях Горного Алтая и иных районов. На валуне из могильника Кудыргэ выгравирована сидящая женщина в трехрогом головном уборе с ребенком, перед которой склонились три гораздо меньших по размеру спешившихся всадника. Гравированные изображения женщин в трехрогих головных уборах также встречены на скалах и на костяных предметах в Киргизии, Казахстане и в Хакасии. П. П. Азбелев кудыргинскую «сцену коленопреклонения» интерпретирует как отражение христианского (несторианского) сюжета о поклонении волхвов. Всадники в рогатых головных уборах на писанице из Уцзячуань, сгруппированные по трое, спешат на поклонение к находящемуся слева от них персонажу в трехрогом головном уборе. Этот персонаж, как и на кудыргинском валуне, по росту превосходит и всадников, и даже их коней.

Ключевые слова: Северо-Западный Китай, древнетюркское время, петроглифы, памятник наскального искусства Уцзячуань, «сцена коленопреклонения» из Кудыргэ, «трехрогие» персонажи

Благодарности: Поездка автора в КНР и написание данной работы осуществлены при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-09-00557 «Изучение памятников наскального искусства в археологии Китая (эпохи Древности и Средневековья)»

 

Список литературы

Азбелев П. П. Кудыргинский сюжет. СПб.: ЛЕМА, 2010. 60 с.

Ахинжанов С. М. Об этнической принадлежности каменных изваяний в «трехрогих» головных уборах из Семиречья // Археологические памятники Казахстана. Алма-Ата: Наука Каз. ССР, 1978. С. 65–79.

Варенов А. В., Кудинова М. А. Путешествие на Северо-Запад за петроглифами // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2019. Т. 18, № 10: Востоковедение. С. 106–113. DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-10-106-113

Варенов А. В., Кудинова М. А. Путешествие на Северо-Запад за петроглифами. Часть 2. Продолжение в Нинся // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 4: Востоковедение. С. 147–158. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-4-147-158

Варенов А. В., Кудинова М. А., Соловьев А. И. Полевое исследование писаницы Уцзячуань в уезде Цзинъюань провинции Ганьсу (КНР) летом 2019 года // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. Т. 25. С. 345–352. DOI 10.17746/2658-6193.2019. 25.345-352

Гаврилова А. А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М.; Л.: Наука, 1965. 144 с.

Длужневская Г. В. Еще раз о «кудыгинском валуне» (К вопросу об иконографии Умай у древних тюрков) // Тюркологический сборник 1974. М.: Наука, ГРВЛ, 1978. С. 230–237.

Ермоленко Л. Н. К проблеме каменных изваяний в «трехрогих» головных уборах // Накальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. Вып. 1. С. 54–55.

Константинов Н. А., Урбушев А. У. Раннесредневековые гравировки Дялбака // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. Вып. 2. С. 270–272.

Кубарев В. Д. Петроглифы Калбак-Таша I (Российский Алтай). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2011. 444 с.

Кубарев В. Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Э. Петроглифы Цаган-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). Новосибирск; Улан-Батор; Юджин: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. 640 с.

Кызласов Л. Р. К истории шаманских верований на Алтае // КСИИМК АН СССР. 1949. Вып. 29. С. 49–52.

Кызласов И. Л. Изображение Тенгри и Умай на Сулекской писанице // Этнографическое обозрение. 1998. № 4. С. 39–53.

Мотов Ю. А. К изучению идеологии раннесредневекового населения Алтая (по материалам могильника Кудыргэ) // История и археология Семиречья. Алматы: Фонд «Родничок», 2001. Вып. 2. С. 63–86.

Рогожинский А. Е. Новые находки памятников древнетюркской эпиграфики и монументального искусства на юге и востоке Казахстана // Роль номадов в формировании культурного наследия Казахстана. Алматы: Print-S, 2010. С. 329–344.

Рогожинский А. Е. Флаги на скалах (изображения знамен в ландшафтах с петроглифами тюркской эпохи Казахстана) // Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства (2) Памяти Е. Г. Дэвлет. Труды САИПИ. М.; Кемерово: Кузбассвузиздат, 2019. Вып. 12. С. 275–289.

Рогожинский А. Е., Солодейников А. К. О новых находках и методах документирования древнетюркских граффити на юге Казахстана // Историко-культурное наследие и современная культура. Алматы: Service Press, 2012. С. 123–126.

Руденко С. И., Глухов А. Н. Могильник Кудыргэ на Алтае // Материалы по этнографии. Л.: Изд-е Гос. Рус. музея, 1927. Т. 3, вып. 2. С. 37–52.

Серегин Н. Н., Мухарева А. Н. История изучения петроглифов раннего средневековья на территории Алтая // Науч. обозр. Саяно-Алтая. 2015. № 1 (9). Сер.: Археология. Вып. 2. С. 95–106.

Скобелев С. Г. Иконография образа богини Умай в древнетюркскую эпоху // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Вып. 2. Горизонты Евразии. Новосибирск: НГУ, 1999. С. 162–167.

Суразаков А. С. К семантике изображений на Кудыргинском валуне // Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I–II тысячелетии н. э. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. С. 45–55.

Худяков Ю. С. Об изображении божеств древнетюркского пантеона на памятниках искусства номадов Южной Сибири и Центральной Азии эпохи раннего средневековья // Древности Сибири и Центральной Азии. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2010. № 3 (15). С. 93–103.

Худяков Ю. С., Табалдиев К. Ш., Солтобаев О. А. Многофигурные композиции на костяных пластинах из памятника Суттуу-Булак // Новейшие археологические и этнографические открытия в Сибири: Материалы IV Годовой итоговой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН. Дек. 1996. Новосибирск: ИАЭ СО РАН, 1996. С. 242–245.

Худяков Ю. С., Табалдиев К. Ш., Солтобаев О. А. Новые находки предметов изобразительного искусства древних тюрок на Тянь-Шане // Российская археология. 1997. № 3. С. 142–147.

Шер Я. А. Каменные изваяния Семиречья. М.; Л.: Наука, 1966. 138 с.

Güneri A. S. Altay Dağları Bölgesi Kaya Resimleri: Klasik Türk Dönemi-2 Evresi Türk Tasvir Sanatına Dair Yeni Kavramlar // Arkeoloji ve Sanat. 159: Eylül-Aralik 2018. P. 149–160. (на тур. яз.)

Konstantinov N., Soenov V., Cheremisin D. Battle and hunting scenes in Turkic rock art of the early Middle Ages in Altai // Rock Art Research. 2016. Vol. 33. No. 1. P. 8–18.

Гай Шаньлинь. Иньшань яньхуа [蓋山林。陰山岩画]. Петроглифы гор Иньшань. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1986. 2, 20, 442 с. (на кит. яз.)

Гай Шаньлинь. Уланьчабу яньхуа [蓋山林。 烏蘭察部岩画]. Петроглифы степи Уланьчаб. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1989. 22, 336 с. (на кит. яз.)

Гай Шаньлинь. Баданьцзилинь шамо яньхуа [盖山林。巴丹吉林沙漠岩画]. Петроглифы пустыни Баданьцзилинь. Пекин: Бэйцзин тушугуань чубаньшэ, 1997. 400 с. (на кит. яз.)

Ду Чэнфэн. Сунань яньхуа [杜成峰。肃南岩画]. Петроглифы Южной Ганьсу. Ланьчжоу: Ганьсу миньцзу чубаньшэ, 2014. 200 с. (на кит. яз.)

Ли Сянши, Чжу Цуньши. Хэланьшань юй Бэйшань яньхуа [李祥石,朱存世。 賀蘭山與北山岩画]. Петроглифы гор Хэланьшань и Бэйшань. Иньчуань: Нинся жэньминь чубаньшэ, 1993. 369 с. (на кит. яз.)

Сюй Чэн, Вэй Чжун. Хэланьшань яньхуа [许成,卫忠。 贺兰山岩画]. Петроглифы гор Хэланьшань. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1993. 34, 398 с. (на кит. яз.)

Тан Хуйшэн, Чжан Вэньхуа. Цинхай яньхуа – шицянь ишу чжун эръюань дуйли сывэй цзи ци гуаньнянь дэ яньцзю [汤惠生, 张文华。青海岩画一史前艺术中二元对立思维及其观念的研究]. Петроглифы Цинхая – исследование дуалистического мышления и его идей в первобытном искусстве. Пекин: Кэсюэ чубаньшэ, 2001. 280 с. (на кит. яз.)

Хань Цзиган. Субэй яньхуа. [韩积罡。肃北岩画]. Петроглифы Северной Ганьсу. Ланьчжоу: Ганьсу жэньминь мэйшу чубаньшэ, 2015. 270 с. (на кит. яз.)

Чжан Баоси. Ганьсу шэн Цзинъюань сянь Уцзячуань фасянь яньхуа [张宝玺。甘肃省靖远县吴家川发现岩画] Петроглифы, обнаруженные в Уцзячунаь, уезда Цзинъюань пров. Ганьсу // Вэньу. 1983. № 2. С. 46–47. (на кит. яз.)

Чжоу Синхуа. Чжунвэй яньхуа. [周兴華。中卫岩画]. Петроглифы Чжунвэя. Иньчуань: Нинся жэньминь чубаньшэ, 1991. 6, 442 с. (на кит. яз.)