Название: Редукция поэтического текста в критическом эссе В. Набокова «Владислав Ходасевич. Собрание стихов»

Автор: Дроздова Анастасия Олеговна

Организация: Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия

Рубрика: Литературоведение

Для цитирования:
Дроздова А. О. Редукция поэтического текста в критическом эссе В. Набокова «Владислав Ходасевич. Собрание стихов» // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 2: Филология. С. 99–110. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-2-99-110
Drozdova A. O. Reduction of the Poetic Text in a Critical Essay by V. Nabokov Vladislav Khodasevich. Collected Verse. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2020, vol. 19, no. 2: Philology, p. 99–110. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-2-99-110

DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-2-99-110

УДК: 82-95

Аннотация: Рассматриваются стратегии интерпретации поэтического сборника В. Ходасевича в критическом эссе В. Набокова «Владислав Ходасевич. Собрание стихов». Показано влияние писательского опыта Набокова на читательскую практику. Предметом исследования являются закономерности транспонирования художественных приемов в литературно-критический текст, посвященный анализу русской поэзии. Выделяются две особенности трансформации сборника, связанные с переносом собственной художественной техники Набокова в область интерпретации чужой лирики: 1) конструирование метасюжета и расширение художественного пространства произведений Ходасевича; 2) нейтрализация элементов текста, участвующих в создании трагического модуса. Анализ механизмов применения художественных приемов в эссе В. Набокова позволяет говорить о том, что критический метод писателя направлен на исследование общей для авторов эстетической проблемы пределов художественного творчества.

Ключевые слова: В. Набоков, литературная критика, транспонирование, рецепция, точка зрения, сюжет, оптика

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-312-00127

 

Список литературы

Аверин Б. Гений тотального воспоминания. О прозе Набокова // Звезда. 1999. № 4. С. 158–163.

Александров В. Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / Пер. с англ. Н. А. Анастасьева, под ред. Б. В. Аверина, Т. Ю. Смирновой. СПб.: Алетейя, 1999. 320 с.

Арьев А. И сны, и явь (О смысле литературно-философской позиции В. В. Набокова) // Звезда. 1999. № 4. С. 204–213.

Баканова М. А. В. В. Набоков – исследователь русской литературы: приемы организации макротекста: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 2003. 18 с.

Барабаш Ю. Я. Набоков и Гоголь (Мастер и Гений). М., 1989. URL: http://www.old.domgogolya.ru/storage/documents/readings/05/barabash_yu_ya_-_gogol_i_nabokov_master_i_geniy.pdf (дата обращения 07.06.2019).

Баранов С. В. Проблемы цикла и циклизации в творчестве В. Ф. Ходасевича: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2000. 26 с.

Берджесс Э. Пушкин и Кинбот // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии / Под ред. Н. Г. Мельникова. М.: Новое литературное обозрение, 2000. С. 392–396.

Блок А. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. М.: Наука, 1997. Т. 1. 639 с.

Букс Н. Двое игроков за одной доской: Вл. Набоков и Я. Кавабата // В. В. Набоков: Pro et contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова / Под ред. А. А. Долинина. СПб: Издательство РХГА, 1999. Т. 1. С. 523–535.

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного: Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. 367 с.

Гиршман М. М. Проза // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Чернец. М.: Высш. шк., 2004. С. 434–442.

Гришакова М. Визуальная поэтика В. Набокова // «Ruthenia». Объединенное гуманитарное издательство. Кафедра русской литературы Тартуского университета. 2001. URL: http://www.ruthenia.ru/document/404860.html (дата обращения 07.06.2019).

Джонсон Д. Б. Владимир Набоков и Руперт Брук // В. В. Набоков: Pro et contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова / Под ред. А. А. Долинина. СПб.: Изд-во РХГА, 2002. Т. 2. С. 449–470.

Липовецкий М. Эпилог русского модернизма: художественная философия творчества в «Даре» Набокова // В. В. Набоков: Pro et contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова / Под ред. А. А. Долинина. СПб.: Изд-во РХГА, 1999. Т. 1. С. 638–661.

Мандельштам О. Э. О природе слова // Мандельштам О. Э. Собр. соч.: В 4 т. М.: Терра, 1991. Т. 2. С. 241–259.

Набоков В. В. Владислав Ходасевич. Собрание стихов // Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений: В 5 т. / Сост. Н. И. Артеменко-Толстой. СПб: Симпозиум, 2009а. Т. 2. С. 649–653.

Набоков В. В. Дар // Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений: В 5 т. / Сост. Н. И. Артеменко-Толстой. СПб.: Симпозиум, 2002. Т. 4. С. 188–541.

Набоков В. В. Защита Лужина // Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений: В 5 т. / Сост. Н. И. Артеменко-Толстой. СПб.: Симпозиум, 2009б. Т. 2. С. 304–465.

Набоков В. В. Лолита // Набоков В. В. Американский период. Собрание сочинений: В 5 т. / Сост. С. Б. Ильина, А. К. Кононова. СПб.: Симпозиум, 2008а. С. 11–390.

Набоков В. В. Молодые поэты // Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений: В 5 т. / Сост. Н. И. Артеменко-Толстой. СПб.: Симпозиум, 2006. Т. 3. С. 689–695.

Набоков В. В. О Ходасевиче // Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений: В 5 т. / Сост. Н. И. Артеменко-Толстой. СПб.: Симпозиум, 2008б. Т. 5. С. 587–590.

Набоков В. В. О хороших читателях и хороших писателях // Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. С. Антонова, И. Бернштейн, Г. Дашевского и др. СПб.: Азбука-Классика, 2010. С. 33–40.

Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений: В 5 т. / Сост. Н. И. Артеменко-Толстой. СПб.: Симпозиум, 2004. Т. 1. 832 с.

Павлов А. Пересказ и его рецептивные возможности в «Лекциях по литературе» Владимира Набокова // Критика и семиотика. 2002. № 5. С. 109–119.

Пиванова Э. В. Гармония художественного текста в метапоэтике В. Набокова / Под ред. К. Э. Штайн. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. 216 с.

Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Т. 5. 622 с.

Ронен О. Пути Шкловского в «Путеводителе по Берлину» // Звезда. № 4. 1999. С. 164–172.

Стехов А. В. Формальный метод и книга В. Набокова «Николай Гоголь» // Новый филологический вестник. 2009. Т. 10, № 3. C. 116–122.

Тюпа В. И. Анализ художественного текста: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. 3-е изд. М.: Академия, 2009. 336 с.

Уилсон Э. Рец.: Nicolai Gogol. Norfolk, Conn.: New Directions, 1944 // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии / Под ред. Н. Г. Мельникова. М.: Новое литературное обозрение, 2000. C. 241–243.

Успенский Б. А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. 223 с.

Успенский П. Травма эмиграции: физическая ущербность в «Европейской ночи» В. Ходасевича // Acta Slavica Estonica. Tartu, 2015. Т. 5: Блоковский сборник, вып. 19. С. 192–210.

Федотов Г. Рец.: Nicolai Gogol. Norfolk, Conn.: New Directions, 1944 // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии / Под ред. Н. Г. Мельникова. М.: Новое литературное обозрение, 2000. С. 243–245.

Ходасевич В. Ф. Собр. соч.: В 4 т. М.: Согласие, 1996. Т. 1. 592 с.

Ходасевич В. Ф. О Сирине // Ходасевич В. Ф. Собр. соч.: В 4 т. М.: Согласие, 1996. Т. 2. С. 388–395.

Bethea D. M. Khodasevich: His Life and Art. Princeton, New Jersey, Princeton University Press, 1983, 380 p.

Bethea D. M. Nabokov and Khodasevich. In: The Garland Companion to Vladimir Nabokov. Ed. by V. E. Alexandrov. New York, Routledge, 1995, p. 452–463.

McLean H. Lectures on Russian literature // The Garland Companion to Vladimir Nabokov. Ed. by V. E. Alexandrov. New York, Routledge, 1995, p. 258–274.