Название: Представления о злых духах у тувинцев

Автор: Базырчап Анай-Хаак Орлан-ооловна, Конгу Аржаана Алексеевна

Организация: Тувинский научный центр, Кызыл, Россия

Рубрика: Этнография народов Евразии

Для цитирования:
Базырчап А.-Х. О., Конгу А. А. Представления о злых духах у тувинцев // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 3: Археология и этнография. С. 134–146. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-3-134-146
Bazyrchap A.-Kh. O., Kongu A. A. Evil Spirits as Viewed by the Tuvans. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2020, vol. 19, no. 3: Archaeology and Ethnography, p. 134–146. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-3-134-146

DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-3-134-146

УДК: 39 (392)

Аннотация: Статья посвящена классификации демонологических образов в представлениях тувинцев. Мифологические представления о злых духах подвержены трансформации. Публикация новых полевых материалов будет способствовать уточнению существующих мифологических представлений тувинского этноса и их эволюции. В работе анализируются общие сведения о злых духах и местах их обитания, а также функционально-семантические характеристики, которые отражаются в обрядовой практике и в народном знании. Для тувинцев большинство мест, где обитают злые духи, амбивалентны – священны и запретны одновременно, а также трансграничны. Результаты исследований показали, что отдельные природные места становятся сакральными для тувинцев благодаря представлениям о силе самой земли, а также поверьям о существовании духов-хозяев местности. Выявлены общие и специфические черты в антропологии пространства, его освоении с учетом ведения хозяйства и традиционного образа жизни тувинцев.

Ключевые слова: Тува, тувинцы, мифология, злые духи, обряд, аза, четкер, албыс, шулбус, диирең, сүнезин

 

Список литературы

Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале XX в. Новосибирск: Наука, 1975. 199 с.

Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. 317 с.

Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984. 233 с.

Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910–1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1924. 147 с.

БАМРС – Большой академический монгольско-русский словарь. М.: Academia, 2001. Т. 1. 437 с.

Бурнаков В. А. Духи среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. 208 с.

Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан, Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2005. 196 с.

Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографический очерк. М.: Вост. лит., 1961. 218 с.

Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. 294 с.

Вчерашняя И. А. Тувинские народные сказки: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М.: [б. и.], 1955. 16 с.

Диксон О. Шаманские карты путешествия души и картография запредельных пространств. Народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Атлас-путеводитель. М.: Велигор, 2018. 416 с.

ДТС – Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969. 676 с.

Дьяконова В. П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л.: Наука, 1975. 164 с.

Дьяконова В. П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л.: Наука, 1976. С. 268–291.

Дьяконова В. П. Ламаизм и его влияние на мировоззрение и религиозные культы тувинцев // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири: вторая половина XIX – начало ХХ в. Л.: Наука, 1979. 227 с.

Дьяконова В. П. Предметы к лечебной функции шаманов Тувы и Алтая // Сб. МАЭ. Л.: Изд-во МАЭ РАН, 1981а. Т. 37. С. 138–152.

Дьяконова В. П. Тувинские шаманы и их социальная роль в обществе // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй половины XIX – начала XX в.). Л.: Наука, 1981б. С. 129–164.

Дыренкова Н. П. Албасты в религиозных представлениях и фольклоре турецких племен // Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы. СПб.: Изд-во МАЭ РАН, 2012. С. 230–244.

Каралькин П. И. Жилище в Западной Туве // Тр. ТКЭАН 1957–1958 гг. М.; Л.: 1960. Т. 1. С. 267–283.

Катанов Н. Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов. Тексты, собранные и переведенные Н. Ф. Катановым // Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. В. Радловым. СПб.: [б. и.], 1907. Ч. 9. 658 с.

Кенин-Лопсан М. Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Новосибирск: Наука, 1987. 162 с.

Кенин-Лопсан М. Б. Алгыши тувинских шаманов. Кызыл: Новости Тувы, 1995. 528 с.

Кенин-Лопсан М. Б. Мифы тувинских шаманов. Тыва хаманарнын торулгалары. Кызыл: Новости Тувы, 2002. 543 с.

Кон Ф. Я. Путешествие в Сойотию. М.: Изд-во Всесоюз. Об-ва политкаторжан и ссыльнопоселенцев 1932–1934, 1934. 293 с.

Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре. Историко-этнографические аспекты тувинского фольклора. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2001. 462 с.

Монгуш М. В. Индийская мозаика (часть третья) // Новые исследования Тувы. 2010. № 3. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue 7/2147-mongush.html

Монгуш Ч. В. Обряды как отражение традиционных верований тувинцев и хакасов в XIX–XX вв.: Дис. … канд. ист. наук. Абакан: [б. и.], 2005. 202 c.

Пименова К. В. Представления о злых духах, порче и обряды очищения у современных тувинских шаманов // ЭО. 2007. № 4. С. 86–100.

Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в связи с отношением сего последнего к народу. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1887. 492 с.

Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб.: Тип. И. К. Безобразова, 1881. Вып. 4. 425 с.

Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 402 с.

Потапов Л. П. К вопросу о древнетюркской основе и датировке алтайского шаманства // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск: Наука, 1978. 226 с.

Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991. 321 с.

Серенот С. К. Демонология в тувинском народном целительстве. М.: Велигор, 2009. 69 c.

Тэйлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Изд-во полит. лит., 1989. 576 с.

Токарев С. А. Проблемы периодизации истории религии // Вопросы научного атеизма. М.: Мысль, 1976. Вып. 20: Актуальные проблемы истории атеизма и религии. С. 62–87.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980. 407 с.

Яимова Н. А. Табуированная лексика и эвфемизмы в алтайском языке. Горно-Алтайск: [б. и.], 1990. 167 с.

Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. Минунсинск: Тип. В. И. Корнакова, 1900. Вып. 4. 357 с.

Manchen-Helfen O. Journey to Tuva. An Eye – Witness Account of Tannu-Tuva in 1929. Translated and annotated by Alan Leighton. Los-Angeles, Ethnographic Press University of Southern California, 1992, iss. 24, 191 p.

Stepanoff Ch. Chamanisme et transformation sociala Touva. Etudes Mongoles, Siberiennes, Centrasiatiques et Tibetaines, 2004, vol. 35, p. 155–183.

Zorbas K. Healing interactions between shamans and clients (Kyzyl, Republic of Tuva). University of Cambridge, 2019. URL: http://www.spri.cam.ac.uk/research/projects/shamanichealing/ (дата обращения 11.03.2019).

 

Полевые материалы автора

Кончук Шогжутмаа Салчаковна, 1941 г. р., место рождения – местность Чангыс-Терек. Дата и место записи: 2014 г., с. Шуй Бай Тайгинского района Республики Тува.

Тумат Оюн-оол Осур-оолович, 1945 г. р., место рождения – с. Дус-Даг Овюрского района Республики Тува. Дата и место записи: 2014 г., с. Дус-Даг Овюрского района Республики Тува.

Шөлүр Александра Дамчатовна, 1926 г. р., место рождения – с. Кара-Тал. Дата и место записи: 2014 г., с. Чаа-Холь Чаа-Хольского района Республики Тува.

Шөмбул Кара-кыс Сергеевна, 1950 г. р., место рождения – с. Урбун Улуг-Хемского района Республики Тува. Дата и место записи: 2016, с. Чаа-Холь Чаа-Хольского района Республики Тува.